Валентина Некрасова
Доклад «Как читать детям народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Как читать детям народные сказки»
Составила воспитатель Некрасова В. Г.
В воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них высоких моральных качеств, большое значение имеют сказки. Они воспитывают любовь к Родине, приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Сказки способствуют формированию характера ребёнка, развивают его мышления, речи, творческой фантазии, художественного вкуса, учат преодолевать трудности, прививают любовь к труду, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрыми, честными, храбрыми, справедливыми.
Публикация «Доклад „Как читать детям народные сказки“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Чтение сказок всегда доставляют детям радость. Они внимательно их слушают, переживают, быстро усваивают содержание. Сила воздействия сказки зависит не только от её содержания, но и от умения преподнести её детям, ярко и образно её рассказать или прочитать.
Естественное, дружеское, заинтересованное обращение к детям – одно из необходимых условий чтения сказки. Тёплая, задушевная обстановка при чтении сказки усиливает впечатление от неё, увлекает и захватывает детей. Поэтому воспитатели и родители должны заботиться о том, чтобы их чтение было живым, естественным, чтобы дети активно сопереживали, волновались за судьбу героев, радовались счастливому концу.
Фантастика всегда находится в связи с действительностью, подчинена жизненным задачам и передаёт разнообразные стремления людей, их мечты и желания. Но в сказках – поучительная выдумка, и эта особенность требует чтения её не как простого рассказа, не отступая от интонаций бытового общения. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам должна соблюдаться в зачине – самом начале сказки, который как бы вводит ребёнка в мир, где всё необычно. Все сказки строятся на принципе антитезы (противопоставлений) : добро – злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости и т. д. Эту особенность сказок обязательно надо учитывать при чтении. Подчёркивание при чтении контрастных мест усиливает влияние от сказки. Делает её особенно близкой детям, подводит к верному восприятию вывода, который за этим противопоставлением последует.
Герои народных сказок, как правило, рисуются прямолинейно. Развития характеров в них не даётся. Сказочные герои – либо носители добра, наделённые всевозможными положительными чертами; либо – носители зла, которым присущи различные отрицательные качества.
Читать следует так, что бы дети с самого первого упоминания о героях сказок поняли, какой это герой, как к нему надо относиться. Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых одобрительных интонаций. Отрицательному же герою будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.
В сказках действие начинается сразу и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Например в сказке «Колобок» : только что Колобок соскочил с подоконника, как ему повстречался Заяц, ушёл от Зайца – повстречался Волк, ушёл от Волка – повстречался Медведь, ушёл от Медведя – повстречалась Лиса. Каждая картинка рисует завершённый эпизод, в котором участвуют определённые герои, происходят конкретные события. Каждый эпизод требует определённого чтения, соответствующего событиям и поведению действующих лиц. Так. В первом эпизоде сказки следует заинтересовать детей появлением Колобка и обратить их внимание на черты его характера, особенно подчеркнуть непослушание, непоседливость. В эпизодах встречи с Зайцем, Волком и Медведем обратить внимание ребят на особенности сказочных образов, выделив слова определяющие их характер и отношении к ним Колобка, подчеркнув его хвастливость, заносчивость. В эпизоде встречи Колобка с Лисой обратить внимание на хитрость Лисы, прочитать притворно – ласково её слова: «Стара я стала, не слышу. Сядь ко мне на язычок и пропой ещё разок!», а потом сделав паузу, подвести детей к неожиданному результату: «Ам, и съела!»
Поскольку картины в сказке рисуют завершённый эпизод, каждая из них должна отделяться от предыдущей значительной паузой. Это поможет детям лучше осмыслить прочитанное, выявить своё отношение к случившемуся и подготовиться к прослушиванию следующего эпизода.
Почти во всех сказках счастливый конец, в котором добро торжествует, а зло наказано. Эту особенность надо передать при чтении: перед завершающим эпизодом следует сделать паузу, текст прочитать замедленно, выразить удовлетворение выводом, который делается в сказке, чтобы дети не только пережили услышанное, но и ощутили радость от справедливой и счастливой развязки.
Многие сказки относятся к так называемым цепевидным («Колобок», в которой число действующих лиц постоянно растёт. Эти сказки требуют особого преподнесения их детям. Они не должны читаться монотонно, однообразно. Чтобы заинтересовать ребят, каждое новое действующее лицо надо представить так, чтобы чувствовалась важность в ходе развития действия, интонацией передать его особенности, обратить внимание на появление последнего персонажа, который является решающим в развитии сюжета. Дети любят и понимают сказочный юмор. Умело переданный при чтении, он всегда радует ребят, вызывают у них весёлый смех. Поэтому читая сказку, необходимо выделять места, рисующие нелепость, комизм положения в который попадают глупые и злые герои сказок – читать с лукавством, иронией.
Поэтому я считаю что, частое и правильное чтение детям сказок будет способствовать более активному постижению ребёнком окружающего мира, учить прекрасному, заложат правильные основы нравственности.
Используемая литература
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез 2012г.
«Ты детям сказку расскажи» Методика приобщения детей к чтению /З. А. Гриценко – М. : Линка – Пресс 2003г.
Игры и занятия по развитию речи дошкольников/ Т. И. Петрова, Е. С. Петрова – М. : Школьная пресса 2006г.
Мир детских эмоций / Н. Л. Кряжева, Ярославль 2001г.
«Мы можем посоветовать…» По материалам журнала для педагогов и родителей «Игра и дети» / сост. М. Н. Бакина, Е. А. Горбачёва – М. : 2002г.
Развитие памяти детей / Л. В. Черёмушкина – Ярославль 1996г
Развитие воображения детей / Л. Ю. Субботина – Ярославль 1996г.