Получи документы

Доклад на пед. совет. «Игрушка — как элемент развивающей среды»

Гузель Сафина
Доклад на пед. совет. «Игрушка — как элемент развивающей среды»
▼ Скачать +Заказ

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ : «ИГРУШКА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечения, но и одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Публикация «Доклад на пед, совет, „Игрушка — как элемент развивающей среды“» размещена в разделах

Игрушки бывают следующих видов:

- готовая, механическая или простая (кукла, машинки, лошадки и т. д.);

- полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки (разные картинки

с вопросами, разрезные картинки, кубики, ящики-конструкторы,

разборные модели и др.);

- материал для игр - глина, песок, пластилин, куски материи, бумага,

картон, проволока, гвозди и т. д.

У каждого вида игрушек есть свои достоинства и недостатки.

Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит его к вопросам техники. Поэтому такая игрушка вызывает широкую деятельность воображения.

Игрушка второго типа хороша тем, что она ставит перед ребенком какую-нибудь задачу, которую ребенок никогда не смог бы сам поставить, и требует решения этой задачи.

Игрушки третьего типа - различные материалы - самый дешевый и самый благородный игровой материал. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности. Этот материал может быть использован ребенком для создания самых разнообразных игр, для развития конструкторской и трудовой деятельности.

Обычно детям больше нравятся простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть два типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанных вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить суша, каждый кубик станет лодкой, и эту флотилию потянет баржа - большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж. Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по его вкусу и по своему карману.

Наилучший способ использования игрушек, когда они все

комбинируются, но не в избыточном количестве.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве - это общение и манипулирование, в раннем возрасте - предметная деятельность, в младшем школьном - учебная деятельность.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Игры бывают разные, но все они имеют два общих признака. Во-первых, всякая игра направлена

не на достижение какого-то практически значимого результата, а на сам процесс игры, на переживания играющего. Во-вторых, в игре план воображаемый преобладает над реальным. Поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений, вовлеченных в игру вещей, а по логике того игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Игра приносит ребенку радость. Это либо радость творчества, либо радость победы, успеха. В работе, в производительном труде ребенок еще не может проявить творчество, ощутить успех, победу, в чем он очень нуждается для неосознаваемого самоутверждения. В игре же он может получить радость и творчества, и открытия чего-то нового, и успеха.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития. Определенные этапы последовательного совершенствования игр детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года, средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

В этом возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.

Возникает сюжетно-ролевая игра, где главными становятся человеческие роли и отношения, которые разыгрываются в ходе этих игр.

Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника -не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

В ролевой игре с куклой ребенок должен научиться «видеть» партнера. Что делает девочка, носящая на руках свою куклу? Она осваивает поведение и чувства будущей матери. Стержнем ее переживаний и действий является забота о ребенке - кукле. Родители, наблюдая за игрой дочки с куклой, в нужных случаях могут подсказать ей, что надо делать с куклой-ребенком: перепеленать, умыть, одеть и т. д.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции,' стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий

ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы - копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки - маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданкость, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы - герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга -плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям - негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Научившись видеть в кукле живого ребенка, требующего постоянного внимания и заботы, малыш среднего дошкольного возраста овладевает главным условием совместной сюжетно-ролевой игры, где уже несколько детей разыгрывают сложные ситуации, которые они могли наблюдать в окружающей жизни (покупка и продажа товаров, посещение врача и оказание помощи больным и т. д.)

Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п., или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду, или профессиональные (врач, командир, пилот, учитель, или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например, куклы.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными,

и возникает так называемая символическая игра

Самый сложный вид игры - игры по правилам. К ним относятся большинство настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных и других как детских, так и взрослых игр, в которые могут играть и дети. Овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. И это очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности - учебной.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Атрибуты таких игр также игрушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими

тренировками дети учатся правилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует его заинтересовать игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

.

Итак, на протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один - учебная деятельность, и ребенок 5-6 лет практически оказывается вовлеченным, по меньшей мере, в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

Родители должны руководить игрой детей. Однако некоторые родители допускают ошибки в этом важном деле. Одни из них просто не интересуются игрой детей. У таких родителей дети играют когда хотят и во что хотят. Но далеко не всякие игры полезны. Другие родители чересчур часто вмешиваются в игру детей. В этом случае дети лишены возможности проявить в игре свое творчество. Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. А ведь дело не в игрушках, а в процессе самой игры. Обилие игрушек приводит к тому, что дети просто ломают эти игрушки и без увлечения переходят от одной игрушки к другой.

Подводя итоги всему сказанному, мы можем повторить слова Гроса о том, что мы не потому играем, что мы дети, но самое детство дано нам для того, чтобы мы играли. Игра не исчезает с переходом нас к зрелости - так как ее корни лежат внутри, - но в детстве игра образует важнейшую форму

активности и занимает центральное место в жизни ребенка. Психическая организация детства в высшей степени благоприятна такому развитию игры, так как взаимоотношение психических сил ребенка определяется преимущественным развитием эмоциональной жизни, а, следовательно, и фантазии. Служа интересам чувства, а не интеллекта, игры не только допускают, но делают совершенно неизбежным в объекте активности то дополнение, которое привносит фантазия и которое преображает реальность. Благодаря как раз последнему свойству игры становятся в высшей степени ценным подспорьем в деле подготовки ребенка к будущей жизненной борьбе: дитя проходит этот необходимый период подготовки на играх, чем обеспечивается и безопасность, столь необходимая в такой фазе жизни, и психический простор, психическая свобода, необходимая для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции. Личность ребенка развивается на психическом просторе, не зная неизбежных - при общении с неизменной и суровой действительностью - ограничений и односторонности. Конечно, занимая центральное место в жизни ребенка, игры не исключают «деловой» активности, реального взаимодействия с реальной действительностью, но все это вбирается, втягивается в процесс игры, окрашивается ее переживаниями.

Игра имеет важное значение в жизни человека - она является подготовкой к труду. Поэтому родители, руководя детской игрой, применяя различные методы на разных ее стадиях, оказывая помощь ребенку в трудных случаях, должны предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на пед. совет. «Игрушка — как элемент развивающей среды»
Опубликовано: 11 января 2013 в 17:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на пед. совет. «Игрушка — как элемент развивающей среды»» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Сафина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД