Наталия Зыбкина
Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?
▼ Скачать + Заказать документы
Как формировать интерес
дошкольников к автоматизации звуков?
Учитель-логопед
Зыбкина Наталия Александровна
МБДОУ № 89 «Умка»
2 слайд
В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Из-за сокращения логопедических групп, большинство детей с ФФНР и даже ОНР оказались на логопунктах в детских дошкольных образовательных учреждениях.
3 слайд
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
Публикация «Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?» размещена в разделах
- им трудно сосредоточится на задании,
- они очень отвлекаются и быстро устают.
Эти дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются, что в значительной степени связано со слабым физическим развитием.
4 слайд
Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
5 слайд
При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.
6 слайд
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков.
7 слайд
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят :
- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме.
8 слайд
- дидактическая игрушка «Каркуша»;
Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и
- наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.
9 слайд
На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:
- картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков; символы звуков;
10 слайд
- «Звуковые дорожки»; «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки» - тяни за ниточку и произноси звук; Наматывай верёвочку на пальчик и произноси звук; Произноси звук ССССС пока крутится волчок.
- игровые задания в виде звукоподражаний : «Шумелочки», «Свистелочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);
11 слайд
всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Холодный ветерок или помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», и т. д. Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.
Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах.
12 слайд
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование пособий:
- «Пианино» - нажимай на клавишу и произноси ля-ля-ля-, ри-ри-ри; «Гусеничка» - тот же принцип; «Слоговые песенки»; «Кнопочки» - то нажимать на кнопочки и произноси слоги; «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»; «Скажи громко-тихо»;
13 слайд
Также я использую различные «Слоговые дорожки» - где соединяются рабочий звук и гласный (веди пальчиком по дорожке и произноси ЖЖЖЖЖААААА и т. д.)
14 слайд
На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:
- «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки» - произнося слоги, дети выкладывают дорожку из камешков, «Су-Джок» и колечки» произнося слоги, надевать и снимать колечки на пальчики, одновременно делая массаж пальцев; «Молоточек», «Весёлые звоночки»;
15 слайд
игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;
- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.
16 слайд
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.
- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;
17 слайд
- «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»; «Логопедическое домино», «Лото»;
18 слайд
- «Положи в кармашки» -картинки с нужным звуком, при этом называя их, «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;
«Собери бусы» - с картинками на определённый звук, «Собери букет»; «Сложи пирамидку» - на кольцах пирамидки сделаны кармашки для картинок, ребёнок собирает пирамидку и называет картинки.
19 слайд
«Звуковые часы», «Собери цветок», «Ходилки» - ребёнок ведёт пальчиком по стрелочкам и называет картинки.
20 слайд
«Ступеньки», «Звуковая дорожка», «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку», «Лесенка»
21 слайд
- «Трафаретики» - на составление словосочетаний с определённым звуком, «Назови какого цвета…», «Весёлый паровозик» вагончики в виде картинок с рабочим звуком. «Рыбалка» - поймай на удочку картинку, назови её и составь с ней предложение.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
22 слайд
Для составления предложений по картинкам и автоматизации звуков в предложениях используются различные игровые поля: «Лесная тропинка», «Спасатели», «Кто живёт на опушке?», «Красное, синее море»
23 слайд
На этом этапе работы я использую пособия по стихотворным текстам Л. Н. Смирновой. Считалки, звучалки, чистоговорки, скороговорки, потешки, слоговички, рифмованные рассказы могут использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми.
24 слайд
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.
25 слайд
В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка. Сейчас интенсивно развивается такое направление, как логосказки.
Пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую :
- пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;
- пересказы-драматизации, стихи-драматизации;
- заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.
Это делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным.
26 слайд
Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.
27 слайд
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Представленные игровые приёмы в значительной мере помогают достижению этой цели.