Папки-передвижки

Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?

Наталия Зыбкина
Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?
▼ Скачать + Заказать документы

Как формировать интерес

дошкольников к автоматизации звуков?

Учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

МБДОУ № 89 «Умка»

2 слайд

В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Из-за сокращения логопедических групп, большинство детей с ФФНР и даже ОНР оказались на логопунктах в детских дошкольных образовательных учреждениях.

3 слайд

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Публикация «Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?» размещена в разделах

- им трудно сосредоточится на задании,

- они очень отвлекаются и быстро устают.

Эти дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются, что в значительной степени связано со слабым физическим развитием.

4 слайд

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

5 слайд

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

6 слайд

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков.

7 слайд

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят :

- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме.

8 слайд

- дидактическая игрушка «Каркуша»;

Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

- наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

9 слайд

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

- картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков; символы звуков;

10 слайд

- «Звуковые дорожки»; «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки» - тяни за ниточку и произноси звук; Наматывай верёвочку на пальчик и произноси звук; Произноси звук ССССС пока крутится волчок.

- игровые задания в виде звукоподражаний : «Шумелочки», «Свистелочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

11 слайд

всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Холодный ветерок или помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», и т. д. Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах.

12 слайд

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование пособий:

- «Пианино» - нажимай на клавишу и произноси ля-ля-ля-, ри-ри-ри; «Гусеничка» - тот же принцип; «Слоговые песенки»; «Кнопочки» - то нажимать на кнопочки и произноси слоги; «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»; «Скажи громко-тихо»;

13 слайд

Также я использую различные «Слоговые дорожки» - где соединяются рабочий звук и гласный (веди пальчиком по дорожке и произноси ЖЖЖЖЖААААА и т. д.)

14 слайд

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

- «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки» - произнося слоги, дети выкладывают дорожку из камешков, «Су-Джок» и колечки» произнося слоги, надевать и снимать колечки на пальчики, одновременно делая массаж пальцев; «Молоточек», «Весёлые звоночки»;

15 слайд

игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

16 слайд

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.

- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

17 слайд

- «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»; «Логопедическое домино», «Лото»;

18 слайд

- «Положи в кармашки» -картинки с нужным звуком, при этом называя их, «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

«Собери бусы» - с картинками на определённый звук, «Собери букет»; «Сложи пирамидку» - на кольцах пирамидки сделаны кармашки для картинок, ребёнок собирает пирамидку и называет картинки.

19 слайд

«Звуковые часы», «Собери цветок», «Ходилки» - ребёнок ведёт пальчиком по стрелочкам и называет картинки.

20 слайд

«Ступеньки», «Звуковая дорожка», «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку», «Лесенка»

21 слайд

- «Трафаретики» - на составление словосочетаний с определённым звуком, «Назови какого цвета…», «Весёлый паровозик» вагончики в виде картинок с рабочим звуком. «Рыбалка» - поймай на удочку картинку, назови её и составь с ней предложение.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

22 слайд

Для составления предложений по картинкам и автоматизации звуков в предложениях используются различные игровые поля: «Лесная тропинка», «Спасатели», «Кто живёт на опушке?», «Красное, синее море»

23 слайд

На этом этапе работы я использую пособия по стихотворным текстам Л. Н. Смирновой. Считалки, звучалки, чистоговорки, скороговорки, потешки, слоговички, рифмованные рассказы могут использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми.

24 слайд

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

25 слайд

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка. Сейчас интенсивно развивается такое направление, как логосказки.

Пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую :

- пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

- пересказы-драматизации, стихи-драматизации;

- заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Это делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным.

26 слайд

Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

27 слайд

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Представленные игровые приёмы в значительной мере помогают достижению этой цели.

Публикации по теме:

Авторские чистоговорки для автоматизации звуков Звук С: Са-са-са – бежит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы. Су-су-су – лиса охотилась в лесу. Ас-ас-ас – спелый ананас. Ос-ос-ос – сладкий.

Чистоговорки для автоматизации звуков Чистоговорки для автоматизации звуков С Са-са-са, У Сони длинная коса. Су-су-су, Распустила Соня косу. Сы-сы-сы, Запутались все волосы.

Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики»Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики» Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Игры для автоматизации звуковИгры для автоматизации звуков В своей работе для автоматизации звука использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния, например. по картинкам. Работа.

Интерактивный тренажер для автоматизации звуков [C] и [ C’] Интерактивный тренажер для автоматизации звуков [C] и [ C'] Цель данной презентации тренажера: -длительное произнесение изолированных звуков.

Как лучше сформировать познавательный интерес к математике у дошкольниковКак лучше сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников Как лучше сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников. • Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит.

Комплекс «Игротека» — возможность формировать лексико-грамматические категории у дошкольников с ОНР Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии.

Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников» Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников.

Статья для коллег «Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов»Статья для коллег «Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов» (дошкольный и младший школьный возраст детей) Известно: дошкольники, слушая музыку в музыкальных мультипликационных фильмах, различную по.

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Стихи для автоматизации и дифференциации звуков С-З У нас росла на грядке Вкусная капуста. Зашли туда козлятки- На грядке стало пусто!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?
Опубликовано: 20 октября 2017 в 19:14
+47Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как формировать интерес дошкольников к автоматизации звуков?» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Зыбкина (УИ 84027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД