Нина Лабудина
Значение экспериментальной деятельности для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к семинару «Значение экспериментальной деятельности для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста»
(Слайд 1) Инженеры – это своего рода изобретатели. А так как вся жизнь ребёнка — один сплошной эксперимент, то помогать в развитии инженерного мышления должны мы - взрослые.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие инженерного мышления
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Подвижный и активный ребенок 5-6 лет в день задаёт порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтоб малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. Почему дует ветер? Отчего предметы падают вниз, а не наверх? Почему лёд твердый, а вода нет? На эти и многие другие вопросы можно ответить, а можно провести опыты, в ходе которых ребёнок сам увидит закономерности своими глазами и поймёт, что это он сам открыл какое-то явление и это, естественно, повлияет на его самооценку.
(Слайд 2) Для того чтобы дети могли заниматься играми – экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для её развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования.
(Слайд 3) Требования к оборудованию уголка следующие: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и доступность расположения.
(Слайд 4) Оснащение детской лаборатории должно быть разнообразным, это:
- схемы, таблицы и модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера;
- приборы – помощники;
- технические материалы;
- медицинские, природные, бросовые и утилизированные материалы;
- разные виды бумаги;
- красители и т. п.
В своей работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных форм и методов. Основным содержанием деятельности стали опыты и эксперименты естественнонаучной направленности. Вот возьмём, например, некоторые самые простые разделы физики, которые непосредственно связаны с инженерным мышлением : механика, магнетизм, электродинамика.
(Слайд 5) Чтобы узнать о силе притяжения можно провести опыт с воздушными шарами. Для этого надо натереть один из надутых шаров шерстяной тканью и поднести ко второму шарику. Что же произойдёт?
Они начнут отталкиваться. Но натёртый шар притянется к стене.
(Слайд 6) Во время опыта с магнитом узнаем о том, что магнит притягивает только металлические предметы и даже через воду.
(Слайд 7) А вот чтобы узнать о действии статического электричества можно провести опыт с расчёской. Для этого надо поднести наэлектризованную расчёску к маленьким клочкам бумаги. И что же? Бумага зашевелится, как живая.
А если пластмассовую расчёску несколько раз провести по волосам, то можно услышать потрескивание.
(Слайд 8) Для определения плотности воды предлагаю провести опыт с обыкновенным яйцом. Для этого положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – оно опустится на дно. Затем вынуть яйцо, растворить в воде несколько ложек соли и опять опустить его в воду. Яйцо будет плавать. Соль повышает плотность воды.
(Слайд 9)Итак, можно сказать, что детское экспериментирование :
-даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- обогащает память ребёнка, активирует мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
- стимулирует развитие речи;
- развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.