Оксана Шемякина
Игра как средство обучения дошкольников правилам современного этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство обучения дошкольников правилам современного этикета
В системе средств приобщения к этикету и формирования культуры
поведения игра занимает центральное, место в жизни дошкольника. Она, как
способ и средство познания окружающего мира, дает возможность ребенку в
яркой, доступной, интересной форме получить, осознать и осмыслить знания
Публикация «Игра как средство обучения дошкольников правилам современного этикета» размещена в разделах
о том, как принято себя вести в той или иной ситуации; заставляет задуматься над своими поведенческими манерами (прислушиваться ли к мнению и учитывать ли интересы других участников игры, радоваться ли своей победе и поражению других ребят, как выполнить все условия игры и не нанести обиды товарищам.). Нельзя забыть о дисциплинирующем значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным составляющим.
При обучении правилам этикета можно использовать все виды игр, применяя их на занятиях, организовывая во всех режимных моментах, выделяя как самостоятельную детскую деятельность.
В сюжетно-ролевых играх, которым принадлежит ведущая роль, дети познают многие поведенческие правила. Это их первая социальная практика. Основой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок, берет на себя те или иные функции и в специально созданных игровых, воображаемых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними
Например, играя в такие игры как «Принимаем гостей», «У Кати День рождения», «Мы готовимся к обеду» выполняются такие цели как: Закрепить знания детей о гостевом этикете, закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой; учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом; воспитывать умение быть радушным и приветливым.
Играя во врача и больных, дети соблюдают правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора. Дети, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, проникаются их чувствами и целями, сопереживают им и это ведет к развитию у них самих «социальных» эмоций, начал нравственности.
Дошкольнику бывает трудно выделить нравственную сущность человеческой деятельности, и ему требуется помощь воспитателя. Вот почему так необходимы предварительные беседы с детьми о правилах поведения, о качествах, присущих носителю той или иной роли, о возможном развитии людских отношений, о влиянии на них нравственного или безнравственного поведения.
Очень близки к сюжетно-ролевым играм театрализованные игры, поскольку и в тех, и в других имеются сюжет и роли, отражаются отношения между людьми. Они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений, в каждом из которых обязательно присутствует нравственное начало. Воспитательный потенциал таких игр чрезвычайно высок.
Например, какие этикетные правила познают дети, работающие над инсценировкой народной сказки «Репка»? В ходе обсуждения этой сказки можно обратить внимание на правила семейного этикета : быть дружными в семье, помогать друг другу. Вся семья, все домашние животные и даже ма-ленькая мышка поднялись на одно общее дело - помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый человек имеет значение, каждый играет свою роль.
Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.
Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу.
Используются такие игры как «Позови ласково», «Найдем волшебные слова», «Секрет», «Подарок на всех», «Гуляем по парку». Цели таких игр: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм. Развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками. Формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.
С помощью игр-викторин можно проверить знания ребят. Можно задавать вопросы по правилам столового этикета, по культуре поведения в общественном месте, по гостевому и подарочному этикету. Тема может быть выбрана в зависимости от ситуации: «В гостях у феи Вежливости», «Веселый этикет». Цели таких игр-викторин: создание социальных условий для развития представлений о культуре поведения, правил этикета.
Квест – это инновационная форма организации образовательной деятельности детей, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Квест приглашает детей отправиться в путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в мир загадок и приключений, проявить смекалку, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи. Дети с удовольствием участвуют в квестах, педагог сам может выбрать нужную тему и составить путешествие. Цели таких квестов: способствовать формированию знаний детей о видах этикета : речевой этикет, гостеприимство, вредные и полезные привычки. Актуализировать знания детей правилам и нормам этикета. Мотивировать детей к высказыванию своего мнения. Воспитывать культуру поведения, доброжелательность, отзывчивость. Например квест – игра «Путешествие в страну Этикета»
Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.