Елена Александровна Чеснокова
Доклад к презентации «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
СЛАЙД 4
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, которая создает условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Публикация «Доклад к презентации „Музейная педагогика“» размещена в разделах
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
СЛАЙД 5
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
-Наглядность.
-Доступность.
-Динамичность.
-Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
-Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
СЛАЙД 6
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
-Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
-Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
СЛАЙД 7
Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях в качестве средства духовно-нравственного развития дошкольника мы используем музейную педагогику, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно -патриотического и духовно-нравственного воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной национальной культуры, способствует сохранению традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности
СЛАЙД 10
Музей является источником формирования интереса к своему народу, культуре, формирует основу нравственно- патриотического воспитания. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, активное участие в проектной деятельности это популярные формы взаимодействия с дошкольниками, выработанные современной педагогикой.
Вся эта работа помогает широкому распространению и организации работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в ДОУ.
В МКДОУ Нововоронежский детский сад № 15 .был создан музей. Его создание проходило в 3 этапа, подготовительный, практический и заключительный.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы и концепции музея;
2. Определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.
Практический этап.
Совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа: оформление и изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т. п.)
Работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных и групповых проектов).
Заключительный этап.
Официальное открытие музея
После открытия музея разрабатываются и проводятся экскурсии, организуются праздники спектакли, день открытых дверей, выставки рисунков и поделок, Образовательная деятельность по календарно- тематическому планированию.
СЛАЙДЫ 13,14,15,16
КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ
I. Музей «Родные просторы» создавался в течении трёх лет в тесном сотрудничестве с родителями и населением близлежащих деревень, а так же с центром краеведения и туризма. П. созданы две тематические экспозиции.
• Подменные экспонаты второй половины 19 века.
• Вспомогательные экспонаты начала 20 века. Подменные экспонаты состоят из:
• предметов для полевых работ (разновидные орудия труда);
• предметов домашней утвари для приготовления пищи;
• бытовые предметы для жилищных условий;
• предметы прядильного производства, которое представлено в виде прялки, гребней, берд и др.
• предметы для стирки и глажения белья (доска, валик, корыто, утюг);
• старинный сундук для хранения одежды;
- икона старинных мастеров;
Вспомогательные экспонаты включают в себя:
S женскую коллекцию одежды (панёвы, сарафаны, кокошники,
передники, шали с бахромой);
S мужскую одежду (косоворотка, кушак, шаровары);
S глиняная и деревянная посуда (ложки, ковшики, миски);
S композиция детских игрушек (лошадки, матрёшки, птицы и др.);
S образцы русских самоваров, плетёных из соломы хлебниц, муляжи бубликов, пряников и кренделей;
S композиция «Празднование Пасхи на Руси» (муляжи куличей, разноцветные яйца)
S вязаные крючками и спицами салфетки, выполненные в русском
народном стиле.
III. На базе экспозиции музея возможно проведение экскурсий по темам:
Русский народный костюм,
Предмет труда и быта русского народа,
Дымковская глиняная игрушка,
Творчество русских умельцев.
IV. Площадь музея позволяет проведение различных выставок:
Прикладное искусство,
Выставка тряпичных кукол,
Филателия,
Нумизматика,
Русский костюм
Быт Воронежской губернии во второй половине 19 века,
Воронежский край в древности.
V. В музее будут проводиться встречи с ветеранами труда и Великой Отечественной войны.
VI. Основная работа осуществляется членами клуба «Поиск», в состав которого входят работники д/с № 15 (Грищенко Л. В., Никонорова Н. А., Попова Л. Н., Говорова Т. В. и др. ,
в их обязанности входият: подбор и обработка новых материалов,
подготовка экскурсий, смена экспозиций, монтаж новых подвижных
выставок.
VII. Подготовка к празднованию юбилейных дат (круглые столы, выставки, вечера)
VII. Обучение членов клуба основам музейного дела и актёрского мастерства.
СЛАЙД 28
Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшегося ею, а значит, отпечаток душ людей. Это часть духовного наследия прошлого. Предки оставили на земле «следы» своей жизни, если мы их отыщем и сохраним, значит, мы их достойные наследники. Все музейные экспонаты создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим и будущим, они наполняют сердца ребят добрыми впечатлениями о прошлом, приобщают их к культурным ценностям, воспитывают в дошкольниках патриотизм с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, а также бережное отношение к природе родного края.