Борисенко Светлана Ивановна
Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания
детей с общим недоразвитием речи.
Родина - не просто место на карте. Это понятие имеет важнейшую символическую составляющую, наполненную глубоким содержанием любви к своей Родине.
Публикация «Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Наша задача, педагогов группы детей с общим недоразвитием речи, воспитать у дошкольников патриотизм и любовь к родному краю, родно-му дому, к родной культуре, к родной речи.
Большие возможности в реализации этой задачи предоставляет музейная педагогика, как инновационная образовательная технология. Ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и учитывая современную психологию и педагогику, музейная педагогика приобретает всё большую популярность в системе дошкольного образования, как основа для решения многих обра-зовательных и воспитательных задач.
Музей в нашей группе – это особое место, созданное для детей, где можно многое узнать об экспонатах, жизни и быте казаков; дать возмож-ность детям побывать в прошлом Кубанского народа.
Приступая к освоению этой инновационной образовательной техно-логии, мы определили задачи для детей с общим недоразвитием речи, а именно: погружение в историю малой родины, соприкосновение с культу-рой Кубанского народа, с их традициями и обрядами, исследование культурно – исторических объектов, подготовка дошкольников к знакомству с музейными экспонатами,общее развитие речи, мышления, воображения.
Мы понимали, что детям представится уникальная возможность по-знавать, экспериментировать, систематизировать полученные знания, раз-вить творческие способности и коммуникативные навыки.
Решая поставленные перед нами задачи, совместно с детьми и роди-телями, как равноправными участниками образовательных отношений, мы создали в нашей группе мини – музей и назвали его «Кубанское подво-рье».
Работу начали с определения места для создания мини – музея и расположения экспонатов, так чтобы было наглядно и доступно каждому дошкольнику. Родители были не равнодушны, а заинтересованы нашей идеей и оказали большую помощь в сборе предметов кубанской утвари, одежды, экспонатов, а также изготовили для нашего музея стол, лавочку и макет печи.
Поколение родителей молодое и многие, собирая и принося в дет-ский сад одежду, посуду, орудия труда, вместе с детьми познавали его назначение, узнавали, как правильно называли эти предметы в старину, знакомились со свойствами материала для изготовления этих предметов быта. Нами было проведено анкетирование с родителями на тему: «Воспитание юного патриота в семье», по результатам которого, стало очевидно, что родители с заботой относятся к воспитанию у детей любви к близ-ким, родным людям - папе, маме, бабушке, дедушке, сестрам, братьям, к родному дому.
Совместно с родителями была оформлена экспозиция «Моя родо-словная». Во время беседы с детьми и родителями чувствовалось, что многие испытывают гордость за свой род, за то, что они являются маленькой частичкой большой семьи.
Центральную стену музея украшает выполненное нами авторское объемное панно с изображением кубанского сада и огорода, хаты с рас-писными окнами, церковью и прудом.
Основную часть музея занимает горница, ее украшает макет русской печи, в печи чугунок, а в чугунке картошка, которая изготовлена в технике мукосольки нашими детьми во время проведения образовательной деятельности - лепка.
На печи красуются плетенные в косы лук и чеснок. Имеется настоящие старинные прялка и сундук с одеждой, где хранятся одежда казака и казачки, разноцветные шали, сарафаны, расшитые рушники. Также в горнице расположена кровать – колыбелька с младенцем. Рядом с печью на полочке находятся: крынки и горшки, керосиновая лампа, коромысло, ребристая доска для стирки белья, рубель с поперечными рубцами для глажения белья. Здесь же находится, сменивший впоследствии рубель, чу-гунный утюг, который разогревался на печи. На столе, застланным выши-той самотканой скатертью, стоит самовар с сушками, разложены дере-вянные ложки, стоит миска с варениками, корзинка с пирожками, кубанский каравай.
В центре музея свободная площадь, что позволяет детям свободно проходить ко всем атрибутам, брать их в руки и внимательно рассматри-вать. Здесь удобно водить хороводы, организовывать народные игры.
Наш музей посещают воспитанники из соседних групп, для которых наши дети могут сами провести экскурсию по музею, что играет немаловажную роль в развитии связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Экспонаты музея позволяют подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений, а также познакомить с самобытностью кубанских промыслов,бытом, традициями и окружающей природой, так как не только словом, сказками, былинами, народными песнями, но и через увиденные своими глазами предметы, используемые в процессе игровой дея-тельности, можно объяснить детям смысл употребляемых слов, таких как «прялка», «рубель», «шаровары», «кубанка», «ступа», «коромысло». Эти слова становятся для детей знакомыми, легко узнаваемыми. Дети с удовольствием начинают употреблять их в своей речи.
При организации музейной среды мы уделили внимание возрастным и психологическим особенностям наших дошкольников.
Наш мини – музей органично вписывается в систему, проводимых в детском саду, мероприятий. Его экспозиции и утварь часто используются для проведения праздников, таких как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Каневские казачата» и др.
При создании мини – музее, мы, воспитатели группы, учитель – ло-гопед, родители выступали в роли дизайнеров, художников, оформителей, экскурсоводов, историков и краеведов.
В период познания истории и культуры малой Родины, дети с нару-шением речи начинают понимать взаимосвязь исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым, толерантно и уважительно относится к другим культурам, понимать и принимать их. Таким образом, использование музейной педагогики в коррекционно- развивающем процессе позволяет нам развивать у наших детей связную речь, формировать общение со сверстниками, активизировать воображение и фантазию, а также освоить, накопленные культурные ценности своего народа, воспитать настоящими патриотами своей малой Ро-дины!