Лариса Алехина
Внедрение инновационных игровых технологий в образовательный процесс младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги сегодня я поделюсь с вами опытом работы по теме «Внедрение инновационных игровых технологий в образовательный процесс младших дошкольников». Почему именно игровые технологии? На этот вопрос очень хорошо ответил В. А Сухомлинский : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Внедрение инновационных игровых технологий в образовательный процесс младших дошкольников» размещена в разделах
И когда, в прошлом году ко мне пришли дети 1.6 лет, которые практически не разговаривали, я поняла, что единственный язык общения с ними -это игра.
2 слайд.
Тему игры я взяла и по самообразованию, разбив ее на возрастные этапы:
1. «Игровые технологии в организации детей раннего возраста»
2. «Игровые технологии. Сенсорное развитие детей 2 младшей возрастной группы посредством дидактических игр»
3. «Игровые технология и театральная деятельность в средней группе»
4. «Игровые технологии в патриотическом воспитании дошкольников»
5. «Народные игры и игрушки»
3 слайд.
В современном обществе перед дошкольными педагогами стоит важная задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра для детей — это сама жизнь.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые уроки коллективного мышления.
Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности ребенка. Игровые технологии как система игр я использовала не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечило более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков и адаптацию детей к условиям детского сада.
4 слайд.
Начиная работу я разбила игры на виды:
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Зеркало» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников
(«Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.)
5 слайд.
3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6 слайд.
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи : описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.) Создана картотека словесных игр.
8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам : "лото", "домино", «Парные картинки».
7 слайд.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», «Ходилки-бродилки», «Шнуровки» тактильное пособие «Злаки», и т. д.
10. Дидактические игры способствуют развитию речевых навыков, математических способностей, логики, внимания, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения. («Веселые прищепки», «Выбери пуговки», «Найди домик», «Угадай на ощупь» и т. д)
11. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Вышеперечисленные игры способствовали развитию общения детей со сверстниками и составили неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали привычными и желанными для моих воспитанников. Эти игры мы проводили во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкли жить в коллективе. Вот так в игре и прошел год.
8 слайд.
Мы подошли ко второму этапу -сенсорное развитие по средству дидактических игр. Можно с уверенностью утверждать, что дидактические игры являются ведущей формой сенсорного развития.
Дидактических игр на сенсорику множество, и вы их конечно же знаете. Картотека сенсорных игр тоже разработана. Но я хочу остановиться на универсальных играх, которые развивают сенсорное восприятие детей, а в последствие логическое и абстрактное мышление.
1. В работе с детьми я используем Блоки Дьенеша, которые учат детей сравнивать геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету и величине. Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2 до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.
9 слайд
2. В познании и изучении окружающего мира, мне помогают игры-исследования Палочки Кюизенера. Дети упражняются с палочками индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.
Игры: возьми в правую руку красные палочек, а в левую зеленые; можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
10 слайд
3. Хочется, сказать еще об одной игровой технологии - бизиборд – это развивающая игрушка, в виде домика с множеством мелких предметов. Для игры используются замочки, дверцы, щеколды, шнуровки, различные кнопки, розетки, небольшие головоломки, счеты, выключатели, пуговицы с тканевыми петлями и пр. Чем больше разнообразных по цвету и назначению предметов, тем увлекательнее детям их изучать. Играя, ребенок активно работает пальцами, тем самым развивает мелкую моторику рук, кроме того, подобное развлечение полезно для общего развития.
11слайд.
4. Досочки Э,Сегена – это эффективная многофункциональная развивающая игра. Знакомит с понятиями формы, цвета, размера, развивает мелкую моторику рук, стимулирует умственное развитие. Доска представляет собой табличку в которой имеются выемки различной формы. К ним прилагаются фигурки разного цвета. Они имеют множество модификаций. Самый известный нам вариант — это вкладыши Марии Мантессори.
12 слайд.
5. «Квадрат Б. П. Никитина» - развивает мелкую моторику рук; учить узнавать и называть геометрические фигуры; учить составлять целый квадрат из нескольких частей, цветовое восприятие, логическое мышление. В наличие настоящих у нас нет, но я сделала их из плотного картона.
В планах у меня создание дидактического пособия «Сенсорная книга», и знакомство детей с «Лепбуком»
13 слайд.
За 2 года работы по этой теме, я сделала вывод: усвоенный во время игры материал, откладывается в детской памяти на более продолжительное время, развивает логическое мышление, способствует развитию творческих способностей, повышает познавательный интерес. Весь наработанный материал я отражаю в плане по самообразованию.
И в заключение хочется сказать, что в какие бы игры не играли наши дети, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только такое партнерство создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Дайте детству наиграться! Дайте детству состояться!