Ирина Геннадьевна Беркалова
Адаптация детей во второй группе раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель второй группы раннего возраста «Лучики»
Беркалова Ирина Геннадьевна
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Совместная работа обеспечивает малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Это является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Публикация «Адаптация детей во второй группе раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
В июле мы провели организационное родительское собрание, на котором была дана консультация для родителей «Адаптация детей в группе раннего возраста». Мы посоветовали подвести детей постепенно к режиму детского сада, хотя бы приблизительно, формировать умение самостоятельно одеваться, проситься на горшок, и держать ложку. У нас была большая просьба к родителям, чтобы ребёнок уже не знал, что такое памперс. Родителям была предложена анкета, в которой они должны были указать сведения о семье, указать некоторые сведения о ребё нке: о его здоровье, сне, аппетите, навыках и умениях, двигательная активность, что любит, а что не очень, как ласково называют дома и ведущая рука. Изучив сведения, данные родителями, увидев того или иного ребёнка мы уже многое о нём знали. Родителям раздали памятку на тему: «Адаптация ребёнка в детском саду», которая, на мой взгляд, даст представление о том, что такое адаптация, как сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно и каким детям будет легче адаптироваться.
Адаптация к детскому саду – это тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по - разному: одни безутешно плачут, другие отказываются от еды, третьи отказываются общаться с детьми и воспитателями, есть такие, которые не слезают с рук, а многие реагируют достаточно спокойно. Выделяют три фазы адаптации детей :
1. Острая фаза или период дезадаптации – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, не желание ходить в детский сад. Изменяется поведение, могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок собственно привыкает к условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад. Ускоряется темп психических процессов.
Период адаптации может длиться от одной-трёх недель до двух-трё х месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы, от отношения воспитателей к детям и конечно от того, как родители подготовят ребёнка к детскому саду и что о нём будут говорить дома.
В течение месяца мы приняли14 детей. Из них 6 детей находится в фазе собственно адаптации, остальные в фазе компенсации. После того, как прошло 3 недели, в группу уже ходили 12 детей, 3 ребёнка находились в острой фазе – это вновь прибывшие дети, 4 в фазе собственно адаптации, а 5 – в фазе компенсации.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. У нас таких детей 5. Заходя в группу, они здороваются, не только с воспитателями, но и со всеми ребятами, уходя, говорят до свидания. Ребята знают, где лежит какая игрушка, и по просьбе взрослых навести порядок, дружно убираются, расставляя всё по своим местам.
Для того, чтобы успокоить ребёнка, если он вдруг вспомнил о маме, мы стараемся его отвлечь.
Очень часто читаем книжки, рассматриваем иллюстрации.
С первых дней пребывания детей в группе стараемся организовывать подвижные игры.
А также дети любят рисовать, может ещё не совсем всё получается, но они очень стараются. Особенно восковыми мелками.
Очень часто в группе включаем музыку, дети любят танцевать и смотреть мультфильмы. У многих самое любимое занятие строить, из различного строительного материала они строят башни, гаражи для машин.
Используем включение в сюжетно-ролевые игры «Куклы обедают», «Дочки – матери», «Детский сад».
Если детей научить играть, и часто самим организовывать игры, то они в дальнейшем сами будут их организовывать.
Помогают отвлечь пальчиковые игры и потешки.
Целесообразно использовать также игрушки-забавы, настольный и кукольный театр.
Хорошо помогает успокоить и отвлечь использование элементов телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать).
Благодаря всем этим методам и приёмам, я считаю, что наши дети адаптируются быстро и легко. Всё чему они научились и умеют – это заслуга нас, воспитателей и помощника воспитателя, а также родителей, которые всегда идут на контакт, и делают всё, что мы их попросим и следуют нашим советам.