Ирина Геннадьевна Беркалова
Адаптация детей во второй группе раннего возраста (из опыта работы)
Подготовила воспитатель второй группы раннего возраста «Лучики»
Беркалова Ирина Геннадьевна
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Совместная работа обеспечивает малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Это является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Публикация «Адаптация детей во второй группе раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
В июле мы провели организационное родительское собрание, на котором была дана консультация для родителей «Адаптация детей в группе раннего возраста». Мы посоветовали подвести детей постепенно к режиму детского сада, хотя бы приблизительно, формировать умение самостоятельно одеваться, проситься на горшок, и держать ложку. У нас была большая просьба к родителям, чтобы ребёнок уже не знал, что такое памперс. Родителям была предложена анкета, в которой они должны были указать сведения о семье, указать некоторые сведения о ребё нке: о его здоровье, сне, аппетите, навыках и умениях, двигательная активность, что любит, а что не очень, как ласково называют дома и ведущая рука. Изучив сведения, данные родителями, увидев того или иного ребёнка мы уже многое о нём знали. Родителям раздали памятку на тему: «Адаптация ребёнка в детском саду», которая, на мой взгляд, даст представление о том, что такое адаптация, как сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно и каким детям будет легче адаптироваться.
Адаптация к детскому саду – это тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по - разному: одни безутешно плачут, другие отказываются от еды, третьи отказываются общаться с детьми и воспитателями, есть такие, которые не слезают с рук, а многие реагируют достаточно спокойно. Выделяют три фазы адаптации детей :
1. Острая фаза или период дезадаптации – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, не желание ходить в детский сад. Изменяется поведение, могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок собственно привыкает к условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад. Ускоряется темп психических процессов.
Период адаптации может длиться от одной-трёх недель до двух-трё х месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы, от отношения воспитателей к детям и конечно от того, как родители подготовят ребёнка к детскому саду и что о нём будут говорить дома.
В течение месяца мы приняли14 детей. Из них 6 детей находится в фазе собственно адаптации, остальные в фазе компенсации. После того, как прошло 3 недели, в группу уже ходили 12 детей, 3 ребёнка находились в острой фазе – это вновь прибывшие дети, 4 в фазе собственно адаптации, а 5 – в фазе компенсации.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. У нас таких детей 5. Заходя в группу, они здороваются, не только с воспитателями, но и со всеми ребятами, уходя, говорят до свидания. Ребята знают, где лежит какая игрушка, и по просьбе взрослых навести порядок, дружно убираются, расставляя всё по своим местам.
Для того, чтобы успокоить ребёнка, если он вдруг вспомнил о маме, мы стараемся его отвлечь.
Очень часто читаем книжки, рассматриваем иллюстрации.

С первых дней пребывания детей в группе стараемся организовывать подвижные игры.


А также дети любят рисовать, может ещё не совсем всё получается, но они очень стараются. Особенно восковыми мелками.
Очень часто в группе включаем музыку, дети любят танцевать и смотреть мультфильмы. У многих самое любимое занятие строить, из различного строительного материала они строят башни, гаражи для машин.
Используем включение в сюжетно-ролевые игры «Куклы обедают», «Дочки – матери», «Детский сад».


Если детей научить играть, и часто самим организовывать игры, то они в дальнейшем сами будут их организовывать.


Помогают отвлечь пальчиковые игры и потешки.


Целесообразно использовать также игрушки-забавы, настольный и кукольный театр.


Хорошо помогает успокоить и отвлечь использование элементов телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать).
Благодаря всем этим методам и приёмам, я считаю, что наши дети адаптируются быстро и легко. Всё чему они научились и умеют – это заслуга нас, воспитателей и помощника воспитателя, а также родителей, которые всегда идут на контакт, и делают всё, что мы их попросим и следуют нашим советам.