Светлана Санина
Экология и здоровье детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль природы для экологического воспитания дошкольников Программой воспитания в ДОУ предусматривается всестороннее развитие дошкольников – умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В процессе деятельности детей : игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основное содержание деятельности детей предполагает умения и знания, которые могут образоваться у них во время знакомства с окружающей средой. Ознакомление с природой является одним из главных средств в обеспечении всестороннего формирования дошкольников. Оно может осуществляться в процессе формирования в их разуме конкретных знаний о живой и неживой природе. Экологическое воспитание является новой категорией, которая прямо соединена с экологией, разными ее ответвлениями. Чтобы развивать речь и мышление ребенка, необходимо иметь большой опыт, который может ему предоставляться восприятием различных предметов, общественной жизни, мира природы. Природа окружает дошкольника с ранних лет. Считается, что она служит источником новых знаний о разных природных явлениях. Особая роль природы в формировании связной речи и логического мышления подчеркивалась К. Д. Ушинским. Он полагал, что логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка. Непосредственное наблюдение за окружающей природой «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умением наблюдать, вырабатываемым в процессе постижения природы, рождается привычка делать выводы, воспитывается логика мысли, четкость и красота речи, при этом развитие речи и мышления происходит как цельный процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразием, яркостью, красотой природы, наглядностью ее зависимостей и связей обеспечивается доступность ее осмысления детьми и оказывается важнейшее влияние по совершенствованию их мыслительной деятельности. Ребенка учат нахождению и правильному определению словом причинных и временных зависимостей, последовательности, взаимосвязи явлений и предметов природы, учат примитивно объяснять наблюдаемое. При этом совершенствуются такие умения детей, как сопоставление, сравнение, умение делать выводы. Этим создаются предпосылки к формированию таких качеств речи, которые характеризуются достоверностью, доказательностью, последовательностью, рассказыванию, описыванию [4, с. 175]. четкостью. Ребенок учится рассуждению, Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитателем должны уметь правильно отбираться познавательные материалы и продумываться приемы и методы, с их помощью он может лучше подать его содержание. Красотой и многообразием природы в любое время года, изменениями внутри любого из них, такие явления непосредственно могут влиять на эмоциональное развитие детей, вызывать у них жажду наблюдения, рассуждения, рассказывания. При наблюдении ярких, красочных явлений (листопада, снегопада, метели, грозы, дошкольники хотят понять их, ими задаются вопросы и они постепенно подходят пониманию этих вопросов, к возможности объяснить, например, почему птицы улетают осенью, почему замерзают лужи, почему тает снег и т. д. Этим создаются благоприятные условия по развитию речи и логического мышления. За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей : постепенно расширяются и усложняются. Дети в средней группе обязательно должны знать, какими явлениями характеризуются каждое из времен года, определять отдельные признаки сезонов, например, что осенью должны созревать плоды, улетать птицы, опадать листья. В этом возрасте малышами уже могут устанавливаться простейшие связи, такие как: внешний вид фруктов и овощей определяет степень их зрелости, связаны между собой свойства снега и состояние погоды, труд людей и времена года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений. Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей. Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. Знакомство дошкольников с природой Воспитанием правильного отношения дошкольников к природе, умением обращаться с живыми созданиями бережно, необходимо заниматься в дошкольный период только в тех случае, когда системная работа в ДОУ сочетается с влиянием на дошкольников в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Такой работой может стать установление контакта, взаимопонимания и выявление потребностей родителей по вопросам воспитания детей. Для установления такого контакта с родителями и взаимопонимания каждому педагогу необходимо оценить, какие возможности у него есть для того, чтоб оказывать помощь для родителей по воспитанию детей. Педагогу важно думать о том, какую поддержку от ДОУ хотелось бы получать родителям. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями. Нужно учитывать, что родителям могут быть известен далеко не весь потенциал педагогов по решению проблем в воспитании детей, поэтому необходимо рассказывать о них родителям. Поэтому педагогами может быть предложена родителям анкета, либо с ними можно провести беседу. Все это возможно сделать во время проведения родительского собрания, организации лекции или сообщения. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родителям необходимо знать, как организуется жизнь и занятия дошкольников в течение всего дня. Все социальное и предметное окружение в доме, в семье может оказывать влияние на формирование ребенка. Это может определяться телепередачами для детей, составом домашних животных и комнатных растений. Навык в видении и понимании состоянии других живых существ – тонкое состояние души ребенка, которое зависит от интереса к растениям или животным, от степени развитости их нравственных чувств и наблюдательности. С этого начинается ответственность за все живое. В процессе воспитания у детей интереса к загадочному миру растений, дошкольники знакомятся с различными разновидностями комнатных растений, могут узнавать их названия, видеть характерные особенности. Начинают осознавать их в качестве живых существ, понимать, что для жизни им нужны определенные условия, например, что любому растению нужны вода, питательная почва, тепло, свет, воздух. Дошкольники с помощью взрослых узнают, что только в таких условиях они могут быть живыми. Такие условия для них создаются человеком: он сажает растение в горшки с землей, систематически поливает, временами подкармливает удобрениями, устанавливает в светлое место, следит, чтобы не было охлаждения. Домашние растения обладают определенным строением: корнем, стеблем, листьями, иногда цветами. Корень растения находится в земле; корни всасывают из нее питательные вещества и воду, дышат воздухом, удерживают растение от возможного падения. По стеблям питательные вещества, влага поступают к цветам и листьям. Дошкольники знакомятся с тем, что листья у растений чаще всего бывают зелеными и их много. Листьями растение может поглощать свет, дышать, очищать листья от пыли. Сначала такие знания он познает при помощи взрослого, а затем уже самостоятельно дошкольники смогут оказывать эффективную помощь растениям, ребенок начинает понимать, что все эти органы необходимы растениям, потому их запрещается повреждать, а ухаживать за ними надо осторожно. Человеком комнатные растения разводятся специально с целью эстетического удовольствия, для красоты в помещении. Каждое красиво посвоему: стеблями, листьями, цветами. Любое растение красиво, если оно в неплохом состоянии, растет, цветет. Красота домашних растений может быть достигнута формированием хороших условий для них. Домашние растения могут неважно себя чувствовать, и тогда они могут плохо выглядеть, если их потребности не удовлетворяются: листья имеют бледную окраску, при недостаточном освещении бывают вытянутые стебли; они могут сохнуть при недостаточном увлажнении; вянуть и гибнуть при обморожении; не расти (не давать новых побегов и листьев, не цвести при недостаточном количестве питательных веществ. У комнатных растений имеются неодинаковые потребности, а их строение может быть приспособлено к различным условиям жизни. У влаголюбивых растений имеются тонкие листья, поэтому их нужно часто поливать. У засухоустойчивых растений листья мясистые, стебли утолщены, в них растения запасают влагу, поэтому их необходимо поливать редко. Светолюбивые растений ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него. Дети развивают познавательный интерес – самостоятельно рассматривают разные растения, с охотой участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, могут задавать вопросы. У дошкольников происходит развитие эстетических чувств, умений оценивать и замечать привлекательные стороны комнатных растений: окраску листьев и красоту формы, вьющиеся стебли, красоту цветения растений. Дети с охотой участвуют в пересадке растений, могут замечать и эмоционально реагировать на появившиеся бутоны, ростки, цветы. Также происходит развитие восприятия комнатного растения, как живого существа: дети замечают неблагополучное состояние растений (бледную окраску, засыхающие листья, вытянутые стебли, обнаруживают недостаточные условия для жизни растений (малую освещенность, сухую землю). Дети всегда сочувствуют растениям: сообщают взрослым о неполадках, которые они заметили, выполняют поручения взрослых по уходу за растениями очень охотно, могут помогать при их пересаживании. Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Детям необходимо знать как выглядят некоторые дикие животные и их передвижение, их повадки, где живут, что они едят и как, вред или пользу могут принести человеку; а также получить суждение о способах содержания и кормления домашних животных. Отлично, если дошкольников приучают не тревожить животное, когда оно отдыхает. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдать за спящим животным тоже интересно: необычные позы принимаемые кошкой, а собаки часто видят сны, и при этом они ворчат, повизгивают, перебирают лапами. Оттого, что ребенок часто играет и хорошо умеет обращаться с различными животными, он начинает включать их партнерами в свои игры, при этом ребенок не всегда может учитывать, что они являются живыми. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека. Детьми проявляется интерес к домашним животным, они охотно следят за животными, изучают их поведение, слушают рассказы, задают вопросы, сказки. Дошкольники понимают желания и потребности домашних животных. Дети обнаруживают готовность ухаживать за животными, демонстрируют навыки правильного обращения с ними (играть, гладить, ласково разговаривать). Дети отображают эти впечатления в изобразительной деятельности и игре. Экологическое воспитание дошкольников имеет своей целью воспитание начал экологической культуры человека. Первым элементам экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия детей и руководящими ими взрослыми с миром природы, который нас окружает; животными, растениями, средой их обитания, предметами, которые изготовили люди из предметов природного происхождения. Правильное обращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство педагогом этими процессами. Экологическое обучение детей необходимо рассматривать, как составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей к миру природы, который его окружает, должны лежать человеколюбивые чувства, т. е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и защитить природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Созданием и поддержанием позитивного эмоционального состояния дошкольников (радости от выполнения работы, которая удостоена одобрения воспитателя, похорошевший цветок, поправившийся щенок) стимулируется дальнейшее развитие чувств сопереживания и сострадания. Активным гуманным отношением к природе поддерживаются и укрепляются эстетические ценности при формировании у детей понимания объектов природы, их неувядающей и непреходящей красоты, поэтому вырабатывание эстетических чувств всегда является самым необходимым условием экологического воспитания, которое включает в себя любовь к природной среде. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы. Чтобы добиться более точного и эмоционального восприятия природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный материал о каждом времени года: стихи, рассказы о природе, загадки, поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на народные приметы. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.