Ольга Карташова
Доклад из опыта работы «Экспериментально — исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы «Экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ»
Выполнила: Ольга Николаевна Карташова
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Публикация «Доклад из опыта работы „Экспериментально — исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Хочу чтобы на занятиях с опытами детей привлекала привлекало не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание того, как это применить в жизни.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в проектной деятельности, а также в рамках кружковой работы.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Так же большое внимание я уделяю работе с родителями.
Родители принимают активное участие в реализации проектной деятельности «Эксперименты дома», помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела мастер- класс на тему «Экспериментирование в детском саду и дома», анкетирование родителей с целью выявления их отношения к поисково - исследовательской активности детей.
В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности. В нем родители могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», буклеты и рекомендации: «Проведение опытов дома».
У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.
• Приборы– помощники для экспериментирования : весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- детские халаты, фартуки, шапочки;
- картотека опытов и экспериментов.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Я активно делюсь с коллегами своим опытом работы в данном направлении.
В этом году проведен мастер – класс по теме : «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира»
Легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, дети смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».