Екатерина Романова
«Страна фантазии». Программа для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Средняя группа - количество занятий в неделю 1раз, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1-13.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения
Задачи:
Обучающие:
- обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, ваты, поролона, пластика, природного и бросового материалов.
- формирование творческого начала в личности ребенка.
- развитие его индивидуальности.
- дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с различными материалами.
Развивающие:
- способствует развитию воображения, мелкой моторики, речи.
- развитие внимания, мышления, творческих способностей детей, чувство цвета, композиционных умений, мелкой моторики и глазомера.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса, усидчивости, аккуратности при выполнении, стремление добиваться хорошего результата, эстетический вкус, трудолюбия.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей.
2. Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
3. Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях деятельности.
4. Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
5. Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
6. Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
• Наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
• Репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
• Проблемно - поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
• Методы работы под руководством педагога
Формы организации учебного процесса и внеучебной деятельности:
Тематические занятия;
Дидактические игры;
Тематические занятия;
Игровые занятия;
Выставки детских работ;
Воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
Экскурсии в природу (цель наблюдения за сезонными изменениями, сбор природного материала)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
поощрение и создания ситуации успеха на занятиях;
познавательные игры;
игры-соревнования;
конкурсы и выставки творческих работ.
Формы контроля:
-устный опрос;
-практические знания;
-самостоятельные творческие работы;
-самоконтроль
В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.) Сами занятия часто проходят в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
Программа «Страна Фантазии» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводятся со всей группой присутствующих детей.
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Расписание кружка: 1 раз в неделю
Главной особенностью программы является то, что программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
1. Работа с природным материалом.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.
2. Папье-маше.
Это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами.
3. Декупаж.
Это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие.
Структура занятия:
Беседа;
Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Изготовление поделки;
Релаксация;
Анализ работ.
Условия реализации программы:
Создание центра художественного творчества
Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатам
Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
Наглядность обучения.
Наличия инструментов и материалов для работы.
Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Мебель по росту детей.
Прогнозируемые результаты:
В результате обучения по данной программе воспитанники:
- научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят технику декупаж;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
Развивающая художественно – творческая среда представлена в группе следующим центром:
«Страна фантазии»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафам.
Детям предложены различными материалами:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисточки, и т. д.)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты и т. д.)
Для поделок (природный и бросовый материал)