МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Пономаренко
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Основная идея познавательно – исследовательской деятельности детей: включить каждого ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.

Актуальность работы: определяется ФГОС дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.

Главное достоинство применения метода исследования заключается в том, что в процессе эксперимента:

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания,

– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы,

-развивается речь,

-формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата,

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

-поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

-развивать у познавательные способности;

-развивать мышление, речь;

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В результате исследовательской деятельности у детей:

-повышается познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями,

-дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи,

-дети учатся самостоятельно проводить элементарные опыты и эксперименты, сравнивать, высказывать свои суждения, задавать вопросы.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является эффективным видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.

«…Дети любят искать, сами находить, в этом их сила» А. Эйнштейн

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, а к 4 годам и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Малыши любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком,

глиной, красками.

Представляю вашему вниманию опыты, которые были проведены с детьми. Опыты с водой.

Дети познакомились с тем, что вода - это жидкое вещество, прозрачная, не имеет запаха, она льётся, капает, изменяет свой вкус при добавлении сахара или соли, изменяет цвет при смешивании с красками.

Познакомились с песком и глиной. Песок – это тот материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Он обладает медитативными свойствами, заземляющий на себе все негативные эмоции. Игры с песком не только интересны, но и полезны. Они расширяют кругозор и пополняют словарный запас детей.

Игры с песком и глиной развивают мелкую моторику рук, речь, психические процессы, а так же тактильную чувствительность, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это в совокупности способствует гармоничному развитию личности ребенка, вызывает интерес к совместной опытно - экспериментальной деятельности.

Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха:

1) Воздух невидимый, его можно поймать в пакет, в воздушный шарик;

2) Без воздуха нельзя жить, он вокруг нас, мы им дышим.

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую оборудование: – разнообразные емкости (кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.); – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы ; – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр); –бинты, салфетки, бумага; пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что используя экспериментирование при решении проблемы познавательного - исследовательского развития детей младшего дошкольного возраста, мы обеспечиваем, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 20:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пономаренко (УИ 354103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД