Игитова Надежда Вильямовна
Доклад «Народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1 Характеристика народных игр.
Народные игры отображают : - образ жизни людей, - быт людей, - народный календарь. - национальные устои и особенности, - представления о нравственных принципах.
Публикация «Доклад „Народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Народные игры вызывают желание : - обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, - действовать слаженно и коллективно, - проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, - проявлять волю, находчивость, стремление к победе.
Помогают донести до потомков: - национальный колорит обычаев народа, - оригинальность самовыражения русского народа, - своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Цель народных игр : - формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны, - создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине, - развивать навыки общения с детьми разного возраста, - вызвать активную работу мысли, - способствовать расширению кругозора детей, - уточнять представления детей об окружающем мире, - совершенствовать психические процессы, - стимулировать переход детского организма к более высокой ступени развития.
Особенности народных игр : - лаконичны, - доступны, - эмоциональны, - выразительны.
Правила народных игр : - определяют ход игры, - регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.
2 Методика проведения народных игр.
Методика проведения народных игр воспитателем направлена на то, чтобы дети усвоили игровой материал и использовали его в самостоятельной игровой деятельности.
Методика проведения несложных народных игр : - воспитатель дает представление о содержании игры, - задает уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что дети поняли его правильно, - конкретные игровые действия, - оценка действий детей во время игры, - подведение итогов игры.
Методика проведения сложных народных игр : - воспитатель предварительно рассказывает о жизни русского народа, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором, - воспитатель образно, но кратко рассказывает о сюжете игры, - поясняет роли игроков, разучивает с детьми диалоги, если они имеются, - распределение ролей с применением считалочек или назначение водящего в соответствии с педагогическими задачами, - конкретные игровые действия, - оценка действий детей во время игры, - подведение итогов.
3 Народные игры.
За 30 лет работы в санатории, где встречаются дети со всей области, я поняла, что даже в самой широко распространенной игре, встречаются региональные особенности, часто очень интересные. Описанные ниже игры, отличаются от общепринятых, встречающихся в литературе вариантов. Это варианты игр распространенные в Тульской области.
«Гори – гори ясно»
Играть можно как на улице и в помещении. Игроки, выстраиваются парами, взявшись за руки, друг за другом. Выбирается водящий и ведущий, водящий ходит перед парами. Все дети поют: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят. Колокольчики звенят - динь, дон! Ведущий: «Ваня, Маня» – беги скорее вон! Пара, которую назвали, бежит, в определенное место от водящего, если водящий осалит одного игрока или пара разомкнет руки, один из пары остается водить, «гореть».
«Цепи кованные»
Играем на улице, на траве. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 20х30 метров. Количество игроков от 6 и более. Игроки делятся на две команды и встают друг напротив друга (лицом к лицу). Игроки берутся за руки (различными способами) образуя две цепи, расстояние между которыми 5 – 7 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи, цепи кованные разбейте нас!». Игроки второй команды спрашивают: «Кем из нас?». Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить «цепь». Если названному игроку удается разбить «цепь» противника, он забирает одного игрока в месте разрыва «цепи». Если разорвать «цепь» не удалось, развивающий игрок становится «звеном» противоположной команды. Команды меняются ролями и так далее. Проигрывает, та команда, в которой останется один игрок.
«Калечина – малечина»
Играть можно как на улице, так и в помещении. Для игры нужны палочки (веточки) одинакового размера, по - количеству игроков. Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочки и произносят: - Малечина – калечина, сколько часов, Осталось до летнего вечера? После этих слов играющие игроки ставят палочку вертикально на ладонь или на пальчик. Другой рукой калечину – малечину поддерживать нельзя. Водящий считает «1.2,3…» когда палочка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного ее падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Палочку можно держать по – разному: горизонтально или вертикально; на тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове, на носу и т. д. Ведущий по ходу игры может усложнить задание: присесть, бежать, идти удерживая палочку. Эту игру можно использовать как конкурс. Вместо палочки я использую незаточенные карандаши.
«У медведя во бору»
Играть можно как на улице, так и в помещении. Определяются два места – одно «лес», в центре которого сидит «медведь», в «лесу» растут грибы и ягоды. Другое место «деревня». Игроки выбирают «медведя» (по считалочке). Дети с корзинами или ведерками выходят из «деревни» и поют: У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь постыл, на печи застыл! Дети окружают «лес» и пытаются забежать в него и собрать грибы или ягоды. Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится «медведем» и игра продолжается снова.
«Коршун»
Играть можно как на улице, так и в помещении. Определяются два места – одно «огород, другое «гнездо», Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Цыплята и наседка становятся в круг, водят хоровод со словами:
Вокруг коршуна хожу. Ожирелие нижу. По три ниточки, бисериночки. Я снизала вороток Вокруг шеи короток.
Диалог наседки и коршуна (в это время дети стоят в кругу, держась за руки).
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Они потоптали мой огород.
— А высока ли была у тебя изгородь?
Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:
— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!». Цыплята должны убежать в гнездо. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.
«Золотые ворота»
Играть можно как на улице, так и в помещении. Эту игру часто используем при проведении народных праздников. Перед началом игры выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота»., на праздниках это часто бывают персонажи (осень, зима, баба-яга и т. д.)
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные выбывают из игры, из игры выбывают так же те кто разомкнул руки.
Игра заканчивается, когда остается последний игрок, он победитель.
«Заря – заряница»
Играть лучше на улице. Перед началом игры дети при помощи считалочки выбирают водящего. Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
«Бирюльки»
Старинная русская настольная игра.
Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. В качестве бирюлек использую мелкие игрушки, детали конструкторов.
Бирюльки высыпаются кучей на ровную поверхность. Игроки с помощью специального крючка поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку выбывает. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек, либо единственный оставшийся игрок
В переносном смысле «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное. Игра интересна, часто использую ее в конкурсных программах.