Людмила Поликарпова
Из опыта работы «Сотрудничество ДОО и семьи как условие социально-личностного развития детей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.
Публикация «Из опыта работы „Сотрудничество ДОО и семьи как условие социально-личностного развития детей“ в средней группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи.
Основные задачи работы с родителями :
•установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•объединить усилия для развития и воспитания детей;
•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Сотрудничество семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Сотрудничество предполагает, что ДОО и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. Полноценное сотрудничество основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность.
В нашей группе ежегодно разрабатывается программа социального партнерства с родителями в соответствии с годовыми задачами.
Основными формами работы детского сада и семьи являются как традиционные :
• консультации;
• анкетирование;
• родительские собрания;
• беседы.
В связи с этим родителям предлагались следующие консультации: «Поговорим о нравственности»,«Все работы хороши или знакомство детей с профессиями», «Безопасность ребенка на улице», 1 октября – «День пожилого человека» - Подари доброе слово Выставка поделок «Тепло родных рук» макет «Город» 26 ноября – день Матери»
Организована наглядно-стендовая информация: «Осень-золотая», «Игры детей», «Заболевания в детском саду», «Уроки Айболита», «Спорт-альтернатива вредным привычкам», «Знатоки дорожного движения», «Важность использования автокресла», «Железная дорога-зона повышенной опасности», «Пожарная безопасность», «Уроки безопасности (цикл бесед)», «Осторожно гололед», «Зима», «Тюбинг».
Выпуск газеты «Лады, лады, ладушки-мы Вас любим, наши дедушки и бабушки!»
Немаловажную роль на современном этапе играет и проведение различных конкурсов. («Осенние дары», «Золотые руки матерей», «У мамы руки не простые», «Зимние фантазии»,зимние участки конкурс! «Зимушка-хрустальная». «Любимые сказочные герои» (книга своими руками) «Спорт-альтернатива вредным привычкам», «Никто не забыт, ничто не забыто» конкурсах к 75 летнему Юбилею Победы, имеют дипломы победителей участников, что повышает авторитет и родителей и ДОО.
На собраниях: проводилась работа по установлению контакта между родителями и педагогами, моделирование перспектив взаимодействия, повышение педагогической культуры родителей, а так же раскрывались темы: «Безопасность на дороге», «Профилактика детского травматизма». Светоотражающие элементы на детской одежде», «Здоровый образ жизни»
Так же и нетрадиционные формы:
• совместные досуги и праздники;
• участие родителей в выставках; акциях
Так ежегодно 3-сентября проводится акция «Сохраним мир», «День Солидарности в борьбе с терроризмом», «Засветись», «Помощь пожилым людям», «Игрушка в подарок ребенку инвалиду», «Город трудовой доблести».
Выставки рисунков: «Мы за мир», «Дорогой памяти», «Победа в сердце каждого живет»,
проводились спортивные развлечения : «Вместе ярче», «Веселые старты», «В гости к бабушке-загадушке», и др.
Такие формы работы позволяют родителям узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При подготовке таких мероприятий наши родители задействованы практически во всех этапах подготовки, а именно:
• советами по поводу предстоящего праздника;
• разучивании стихотворений, песен, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• изготовлении праздничных костюмов;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
В группе провелись праздники с участием родителей: «Праздник Осени», «Новогодний утренник», «Праздник 8 марта», «Праздник к дню защитников отечества»
Совместно с родителями были оформлены стенгазеты к праздникам: «К Дню матери», «К Дню пожилого человека», «К Новому году». «К 23 февраля», «К 8 марта».
В непростой период пандемии проводилась так же работа с родителями, на сайте МБДОУ были размещены рекомендации, разработанные воспитателями группы «Чем занять ребенка дома» для родителей детей.
Плодотворной оказалась работа по обновлению РППС. При помощи родителей в группе появились новые ширмы, пополнены уголки дидактическими играми сделанными своими руками, направленные на взаимодействие со взрослыми, сверстниками и другими людьми через сюжетные картинки, игровые ситуации.
На мой взгляд, такой подход побуждает не только к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, но и устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы
Очевидно, что семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны сотрудничать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
В 2020 году мы продолжили работу с этими же родителями:
Были подготовлены
консультации: «День знаний», «Энергосерегаем», «Осень», «День пожилого человека», «Фликер –моя безопасность» «4 ноября День народного единства» «Что такое нравственность», «Какими мы хотим видеть наших детей», «Научим детей делать добро»…
организованы выставки; «Руками бабушек», «Что нам осень принесла», «Мы выбираем спорт», «Мамочка моя»,
Фотовыставки: «Засветись».
Выставка рисунков: «Энергосбережение» «Осень»
Готовимся вместе с детьми к конкурсу чтецов «Мой любимый город» который пройдет в ноябре 2020г.
Пополнена среда новыми играми и пособиями: Леп бук «Театр», игры по развитию речи с фонариком, игры для дыхательной гимнастики, макет Народная изба, Макет «Улицы города»,Леп бук «Город», кукольный театр «Три поросенка», сделан новый уголок уединения,
Настольно печатные игры по экологии, настольно-печатные игры: по развитию речи : лото
Нетрадиционное оборудование в физкультурном уголке.
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.
Необходимо позаботиться о том, чтоб ребёнок вырос достойным человеком.
Рождение ребёнка - это очень важный шаг
в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители
воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.