Марина Ивановна Жидкова
Использование приёмов мотивации детей к разнообразным видам деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование приёмов мотивации к разнообразным видам деятельности»
«Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франц.
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре.
Публикация «Использование приёмов мотивации детей к разнообразным видам деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
• Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
• Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Тема НОД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень доверчивые и любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время НОД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.
Почемучка всегда присылает письма или телеграммы с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.
Дети очень любят, когда на занятиях появляется Буратино, они исправляют его ошибки. Также интересен им Чебурашка, которого дети постоянно чему то учат.
Применяя игровую мотивацию, у детей исчезает умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняют все задания.
Создание игровой мотивации позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.
Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.
Рассказываю детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д. Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
Обращаюсь к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия).
Предлагаю детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия).
Целесообразно, чтобы действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.
В старшей группе целесообразно включать игры и объединять их единой темой, сюжетом. Например: путешествие (в лес, цирк, космос, горы; поездка в деревню, в город и т. д.).
Игровые формы НОД: спектакль, сказка, встреча и т. д.
Каждый раз, готовясь к НОД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтому НОД я провожу в виде путешествий.
Путешествия провожу самые разнообразные :
«В страну сказок».
«В страну Любознаек».
«На остров Фантазий».
«Путешествие на площадь «Искусств», где познакомимся с архитектурными памятниками».
«Космический полёт на ракете». И т. д.
Приведу пример ( Природа: «Кто живёт в горах»)
- Дети вы хотите отправиться в путешествие в горы? (получаю согласие детей)
- Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шумит быстрая река (картинка). Она перекатывает большие камни. Слышите, как гремят камни? Интересно, откуда появилась эта река? Попробуем выяснить, когда попадём наверх. Здесь, внизу, у подножия горы тепло. Давайте посмотрим на вершину, которую будем покорять. До неё ещё очень далеко. Нам придётся долго идти по склону горы. Поднимаемся постепенно вверх, вокруг нас шумят листвой деревья, на полянах растут красивые цветы. Летают бабочки. Наша тропинка снова поднимается вверх, а склон становится круче. Деревьев с широкими листьями осталось мало, а вот елей ещё достаточно (картинка). Бабочки летают всё реже, но птицы ещё есть. Смотрите, со склона горы падает водопад (показываю картинку). Здесь можно отдохнуть: развести костёр, пообедать, но мусор не оставляем, берём с собой (собираем в рюкзаки).
Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее. Можно уже и шапочки одеть (надеваем). Какие большие камни! Их невозможно сдвинуть с места. На больших камнях лишь мхи и лишайники растут. (картинка). В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козёл (картинка). Давайте, изобразим, как он бегает по скалам. Высоких деревьев вокруг совсем не осталось, только ель из стройного дерева превратилась в кустарник, стелется среди камней. Мы поднялись уже достаточно высоко, здесь ещё холоднее. Слышите, как свищет ветер? Чувствуете, как дует? Держите крепче свои шапочки, а то их унесёт ветром. При таком ветре насекомые могут летать только у самой земли. Высоким деревьям трудно выжить в таких условиях, поэтому они прижались к земле: ветер им не мешает, а зимой от морозов спасает снежное одеяло. А какое интересное растение на отвесной скале! (картинка) Как будто розовую подушку для сна кто-то приготовил. Такие цветы так и называются – растения-подушки. Они собрались все вместе, так им теплее, и легче выжить в суровых горах. Спрячемся среди камней, замрё м на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого – нибудь зверя или птицу. Смотрите, из-за камней показался очень большой бык. (картинка). Рассмотрим его через бинокль (дети при помощи ладошек имитируют бинокль) Это-як. У него густая, длинная, коричневая шерсть. Он двигается не спеша, давайте покажем как он идёт. Подойдём к нему поближе и осторожно погладим. Он очень забавно мычит. Как вы думаете для чего яку такая густая, длинная шерсть? Особенно много волосков под животом, они у него вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не даёт ему замёрзнуть. Таких быков люди давно разводили в горах, они выносливые, люди пьют их жирное молоко. Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, который живёт только в горах – снежный барс (картинка) Нам очень повезло: снежного барса увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днём прячется среди скал, в пещерах. Это редкое животное, его даже в Красную книгу занесли. У барса очень густой, пушистый, мягкий мех, который не даёт ему замёрзнуть. На кого он похож? Конечно, это родственник нашей кошки. Давайте попробуем двигаться, как барс. Этот зверь умеет незаметно подкрадываться к своей добыче. Попрощаемся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь. Кто будет внимательным, тот сможет заметить необычный цветок – эдельвейс. Он растёт высоко в горах и его трудно найти, поэтому люди сложили о нём много красивых сказок. (картинка) Вы чувствуете, как стало холодно? (изображают как мёрзнут). Давайте оденемся потеплее. Уже немного до вершины осталось, видите, всё чаще встречаются пятна снега. А вон в том овражке тоже лежит снег. Хотите по нему прокатиться? Только осторожно, в горах опасно, нужно не забывать о правилах безопасности. (имитируют скольжение по снегу). Слышите, где-то рядом журчит ручей? Откуда вода в ручейке? На вершине тает лёд и снег. Так высоко в горах рождается ручеек. Который потом превращается в ту реку, которую мы видели у подножия. Вода в нём очень чистая, только холодная, можем даже попробовать, но осторожно. Ну вот мы и на вершине! Посмотрите вокруг, что вы видите? (картинка) (Дети рассказывают) Блестит снег, сверкает лёд, хотя солнышко ярко светит. Здесь совсем не жарко, не то, что у подножия горы! Давайте на вершине оставим наш флажок. Так делают путешественники, которые покоряют горы. Вот и окончилось наше путешествие.
Приведу пример (конструирование).
- Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?
- Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.
Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.
«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.
Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».
- Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения).
Итак, мы отправимся на улицу «Строителей», где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.
Приведу пример математического путешествия на поезде.
- Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.
Поезд наш необычный — математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)
А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.
( Далее дети выполняют задания: например: называют геометрические фигуры, из которых состоит паровозик и вагончики, посчитать сколько вагончиков, назвать по порядку цифры и т. п.)
При проведении НОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» использую такой способ.
При изучении понятия «порядок» выстраиваю детей в соответствии с каким- либо порядком: по росту, по возрасту, по порядку номеров и т. д. Пересчитываем в прямом, порядковом и обратном счёте различные предметы. Например: по картинкам предлагаю вопросы и задания: ( картинки: мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).
- Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.).
- Каким по счёту стоит зайчик? Волк?
- Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?
- Каким по счёту с конца стоит котёнок?
Очень любят дети игру на развитие внимания: они закрывают глаза, а я меняю порядок предметов или убираю какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.
По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7».
Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах», читаю отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях». Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много». Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.
НОД по следующим разделам программы «Истоки» как «Развитие элементарных математических представлений», «Познание окружающего мира», «Обучение грамоте», «Природа» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого создаю на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побуждаю детей к активной поисковой деятельности.
Словесная мотивация и художественное слово.
НОД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, песенок, потешек, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, и т. д. Это и проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Например:
• Буратино с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
Например: Темы недели «На чём ездят люди», «Во саду ли в огороде», «Золотая осень», «Ёлка наряжается, праздник приближается» и др. В начале НОД используем загадки о видах транспорта, овощах и фруктах, о сезонных изменениях осенью, о животных.
«Предметно-действенная мотивация». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
НОД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными персонажами, куклами, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.
«Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», а также презентации, видеофильмы по теме недели.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для детей является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.