Инна Панькова
Доклад из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Решение задач по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через физкультурно - оздоровительные процессы.
Доклад из опыта работы воспитателя средней-старшей группы Паньковой Инны Михайловны
Дзержинск
2018г.
Цель моей работы - обеспечить использование основных средств и методов по физическому развитию детей в режимных моментах;
проведение НОД по физическому развитию детей; создание развивающей предметно- пространственной среды, направленной на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
В моей группе 26 человек, в возрасте от 4 до 6 лет. Главными задачами по укреплению здоровья детей в группе являются: формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; формирование здорового образа жизни. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии.
Свою работу по укреплению здоровья детей я начала с диагностики по уровню освоения образовательной области «физическое развитие», разделила детей на группы по состоянию здоровья и по возрасту. Анализ результатов показал: в средней группе, возраст детей с 4 до 5 лет на стадии формирования относится 33% детей. Детей старшего возраста с 5 до 6 лет 35%. Дети этой группы проявляют стойкий интерес к физическим упражнениям. Появляются элементы контроля действий товарищей, замечают нарушение правил в играх. У детей наблюдается перенос упражнений в самостоятельную деятельность (Матвей. Василиса Г., Валя, Семён, Амелия).
На стадии становления находятся: средний возраст-59% детей, старший-44% Дети владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечают ошибки при выполнении и нарушении правил в играх. Ребята увлечены процессом и не всегда обращают внимание на результат. В играх проявляют активность, положительно относятся ко всем предлагаемым и особенно новым упражнениям.
Дети на стадии «точка роста» в среднем возрасте- 8% (Сева., в старшем- 21% (Саша, Арина Кис. Кирилл). Кроме того, эти дети часто болеющие и дети с 3 группой здоровья. Они способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Не замечают ошибки при выполнении общеразвивающих и основных движений, иногда просто боятся их выполнять, или вообще отказываются посещать занятия. В играх не всегда проявляют активность. Ежедневно в своей работе я использую следующее.
Свой день начинаю с проветривания, так как именно свежий воздух благотворно влияет на кровеносную и дыхательную систему и способствует оздоровлению детей. В течении дня проводится ещё 3 проветривания группы: перед занятиями, во время прогулки детей и после ухода детей домой.
Утром, во время приёма детей провожу индивидуальную работу по обучению и закреплению общеразвивающих упражнений, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики и самомассажа. Эта работа проводится с часто болеющими детьми (Маша, Семён, Соня С., Алёша) и с теми, кто не совсем усвоил материал в НОД. Это способствует улучшению обменных процессов, повышению жизненного тонуса, снижению переутомления. Также индивидуальная работа проводится на прогулке по совершенствованию и закреплению основных движений (ходьба по бревну, спрыгивание с бревна; бросание мяча в цель; бег между препятствиями и т. д.)
Следующий этап- утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Она улучшает работоспособность, аппетит, общее самочувствие ребёнка. Дети с удовольствием выполняют комплекс упражнений под музыку. Помимо традиционных комплексов ребятам даю возможность ещё и самим выбрать спортивный инвентарь (мячи, флажки. ленточки). Сюжетный вид утренней гимнастики проводится в виде путешествий по различным сказкам. Дети могут сами выбирать сказку, куда они хотят отправиться. Игровая зарядка строится на особо любимых детям подвижных играх. Во время утренней гимнастики также провожу дыхательные упражнения для снятия напряжения и стабилизации дыхания. Такие утренние гимнастики помогают детям быть бодрыми и активными весь день, а ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, у детей вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней гимнастики.
В своей работе также использую динамические паузы, физкультурные минутки. Они проводятся по мере утомляемости детей и длятся от 2 до 5 минут. Сюда включаю элементы гимнастики для глаз («Помоги пчёлке долететь до цветка», «Поймай бабочку», «День –ночь»). Больше внимания уделяю детям, которые часто отвлекаются (Кирилл, Сева, Егор, Катя, Слава). Элементы дыхательной гимнастики использую главным образом в НОД по ФЭМП, физкультуре, в сочетании с физ. минутками. Что помогает быстро восстановить работоспособность после умственного и физического переутомления. Чтобы активизировать детей вызываю детей для показа.
Особое внимание уделяю подвижным и спортивным играм. Они проводятся как в группе – игры малой и средней подвижности, так в НОД по физкультуре и прогулке. Игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.
После сна, в течении 5-10 минут всегда проводится бодрящая гимнастика, Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки. В своей работе я использую упражнения на кроватях, ходьбу по массажным коврикам, самомассаж рук, ног, стоп массажёрами и обширное умывание прохладной водой (лицо, шею и руки до локтя).
И самое главное – НОД по физическому развитию. НОД проводятся 2 раза в неделю в зале и третье на улице. Общеразвивающие упражнения провожу со всеми детьми, а на основные виды движений делю детей на группы по возрасту. В некоторой НОД делю детей по гендерному признаку. Как происходит распределение нагрузки. Если например: дети старшей подгруппы выполняют упражнения 2-3 раза, то дети средней подгруппы выполняют такие же упражнения, только количество повторов на один меньше, или сокращаю дистанцию (при ходьбе по доске, ползании, бросании мячей). Детям с 3 группой здоровья снижаю нагрузку в НОД (Сева, Кирилл, Саша, Арина Кис.) ограничиваю количество повторов или они выполняют не все упражнения. Так Арине, Севе, Кириллу нельзя упражнения с прыжками.
НОД по физическому развитию на воздухе проводится в виде подвижных игр и эстафет. Игры подбираются следующим образом: игра малой подвижности, средней подвижности, высшей подвижности, средней и малой подвижности.
Решая задачи по физическому развитию, включаю задания для интеллектуального развития детей: по ознакомлению с окружающим, формированию сенсорных эталонов, развитию речи и математических представлений, тем самым осуществляю принцип интегрированного обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО).
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен нестандартным оборудованием, сделанным своими руками.
Это массажные коврики из пуговиц для массажа стоп и укрепления мышечного аппарата; султанчики, флажки, ленточки для выполнения общеразвивающих упражнений; самодельные массажёры для массажа ладоней, рук и ног.
За время моей работы с сентября по ноябрь, можно сделать некоторые выводы. Дети, которых я отнесла к стадии становления, стали проявлять более устойчивый интерес к физическим упражнениям, замечать нарушения правил в играх. Дети, находящиеся в точке роста (Сева, Кирилл) стали посещать занятия и практически выдерживают всё занятие, чего не было в сентябре. У детей появилась мотивация, они более увереннее владеют главными элементами техники большинства движений. Стали более активными в НОД.