Приложение МААМ

Доклад на тему: «Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы»

Любовь Шабалкина
Доклад на тему: «Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему :

«Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы».

Учитель - логопед: Шабалкина Л. А.

г. Моршанск.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет

собой закрепление условно - рефлекторных речедвигательных связей на

различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий,

Публикация «Доклад на тему: „Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы“» размещена в разделах

условно - рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения,связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог - более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребёнка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация целевых звуков начинается с прямых открытых слогов,

затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении

смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с

отрабатываемым звуком: сначала слогов без стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, воет и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги

(са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук - в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях,

чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются

предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация

проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

В речевой школе этап автоматизации звуков очень длинный, что

обусловлено психофизическими особенностями детей с тяжёлой речевой

патологией.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового

анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова,

определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение чётко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для таких детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребёнок нечётко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции, особенно когда звук находится в середине или конце слова.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе

автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации в речевой школе является тщательное

планирование уроков, распределение тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.

В настоящее время одной из основных задач учителя - логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми - логопатами. Однако в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приёмов логопед может испытывать определённые трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приёмов. Если, например, задание даётся в виде монотонной инструкции, у ребёнка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.

Ещё в начале прошлого века филолог Н. В. Корней - Чуков отмечал в

своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребёнка и напевает ему колыбельные песни.

Так или иначе, ключевым является факт влечения детей к рифмованным

звукам, т. е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном

направлении.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется

какой - либо звук. В методической литературе предполагаются приёмы

работы с чистоговоркой для обработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

В начале работы с чистоговоркой необходимо выделить её «основу». Для

этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт разработка приёмов.

Работу с чистоговорками можно включать в индивидуальные

логопедические занятия и подгрупповую коррекционную работу, проводимую учителем.

Некоторые приёмы логопедической работы с чистоговорками.

1. Скажи тихо - громко.

Цель: учить ребёнка менять силу голоса.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

I вариант.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребёнка повторить её с

той же силой голоса. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания,

взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки - опоры.

Например: О О - О О - л а - л а - острая пила.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

Взрослый: А сейчас скажи тихо, вот так.

о о - о о - л а - л а - острая пила.

П вариант.

Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить

чистоговорку с соответствующей силой голоса. Ребёнок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

2. Один-много.

Цель: учить ребёнка употреблять существительные, прилагательные и

глаголы в форме множественного числа.

Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить

существительные, прилагательные и глаголы в форму

множественного числа.

I вариант.

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой

находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую её картинку. Затем показывает ребёнку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку.

Например:

Взрослый: Са - са -лиса (показывает сначала картинку с изображением

лисы, затем картинку, изображающую несколько лис).

А здесь кто?

Ребё нок: Лисы.

Взрослый: А как сказать чистоговоркой?

Ребё нок: Сы - сы - лисы.

II вариант.

Взрослый показывает ребёнку картинку (например, изображающую

нескольких лис) и задаёт к ней вопрос в форме чистоговорки (ис - ис - много кого) Ребёнок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис - ис - много лис).

3. Нарасталочка.

Цель: учить ребёнка составлять чистоговорку, распространяя её

дополнительными словами.

Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых

распространённых предложений.

I вариант.

Ребёнок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задаёт к ней

вопрос, а ребёнок отвечает на него чистоговоркой, одновременно

распространяя её.

Например:

Ребё нок: Ла - ла - пила.

Взрослый: Сделаем чистоговорку длиннее. Ла - ла - какая пила?

Ребё нок: Ла - ла - острая пила.

Взрослый: Ла - ла - что делает острая пила?

Ребё нок: Ла - ла - жужжит острая пила.

Взрослый: Ла - ла - как жужжит острая пила?

Ребё нок: Ла - ла - громко жужжит острая пила.

Если ребёнку трудно подобрать слово самостоятельно, взрослый

предлагает ему несколько вариантов на выбор.

II вариант.

Взрослый задаёт наводящие вопросы, а ребёнок отвечает на них

самостоятельно, распространяя чистоговорку.

Список используемой литературы:

Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».

Москва, 2001 г.

В. Э. Темникова «Логопедичнские игры с чистоговорками».

Москва, 2006 г.

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».

Москва. «Просвещение», 1989 г.

Публикации по теме:

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогахИгры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и.

«Приключения гномика Ромы!» Игра для автоматизации звуков. Презентация Автоматизацию звука можно сделать интересной и занимательной. Ребята с удовольствием помогают гномику Роме и проживают с ним его приключения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему: «Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы»
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 20:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на тему: «Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Шабалкина (УИ 327429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД