Любовь Шабалкина
Доклад на тему: «Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему :
«Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы».
Учитель - логопед: Шабалкина Л. А.
г. Моршанск.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет
собой закрепление условно - рефлекторных речедвигательных связей на
различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий,
Публикация «Доклад на тему: „Методы и приёмы автоматизации в условиях речевой школы“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
условно - рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения,связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.
Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог - более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребёнка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация целевых звуков начинается с прямых открытых слогов,
затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении
смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с
отрабатываемым звуком: сначала слогов без стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, воет и др.
Предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: саса, саса.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги
(са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук - в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.
На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях,
чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются
предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация
проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
В речевой школе этап автоматизации звуков очень длинный, что
обусловлено психофизическими особенностями детей с тяжёлой речевой
патологией.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового
анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова,
определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение чётко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для таких детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребёнок нечётко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции, особенно когда звук находится в середине или конце слова.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе
автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Эта работа тесно связана с уроками русского языка.
Особенностью этапа автоматизации в речевой школе является тщательное
планирование уроков, распределение тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.
В настоящее время одной из основных задач учителя - логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми - логопатами. Однако в процессе внедрения предлагаемых в литературе методов и приёмов логопед может испытывать определённые трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приёмов. Если, например, задание даётся в виде монотонной инструкции, у ребёнка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Ещё в начале прошлого века филолог Н. В. Корней - Чуков отмечал в
своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребёнка и напевает ему колыбельные песни.
Так или иначе, ключевым является факт влечения детей к рифмованным
звукам, т. е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном
направлении.
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется
какой - либо звук. В методической литературе предполагаются приёмы
работы с чистоговоркой для обработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
В начале работы с чистоговоркой необходимо выделить её «основу». Для
этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт разработка приёмов.
Работу с чистоговорками можно включать в индивидуальные
логопедические занятия и подгрупповую коррекционную работу, проводимую учителем.
Некоторые приёмы логопедической работы с чистоговорками.
1. Скажи тихо - громко.
Цель: учить ребёнка менять силу голоса.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
I вариант.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребёнка повторить её с
той же силой голоса. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания,
взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки - опоры.
Например: О О - О О - л а - л а - острая пила.
Чем больше фишка, тем выше сила голоса.
Взрослый: А сейчас скажи тихо, вот так.
о о - о о - л а - л а - острая пила.
П вариант.
Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить
чистоговорку с соответствующей силой голоса. Ребёнок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.
2. Один-много.
Цель: учить ребёнка употреблять существительные, прилагательные и
глаголы в форме множественного числа.
Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить
существительные, прилагательные и глаголы в форму
множественного числа.
I вариант.
Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой
находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую её картинку. Затем показывает ребёнку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку.
Например:
Взрослый: Са - са -лиса (показывает сначала картинку с изображением
лисы, затем картинку, изображающую несколько лис).
А здесь кто?
Ребё нок: Лисы.
Взрослый: А как сказать чистоговоркой?
Ребё нок: Сы - сы - лисы.
II вариант.
Взрослый показывает ребёнку картинку (например, изображающую
нескольких лис) и задаёт к ней вопрос в форме чистоговорки (ис - ис - много кого) Ребёнок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис - ис - много лис).
3. Нарасталочка.
Цель: учить ребёнка составлять чистоговорку, распространяя её
дополнительными словами.
Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых
распространённых предложений.
I вариант.
Ребёнок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задаёт к ней
вопрос, а ребёнок отвечает на него чистоговоркой, одновременно
распространяя её.
Например:
Ребё нок: Ла - ла - пила.
Взрослый: Сделаем чистоговорку длиннее. Ла - ла - какая пила?
Ребё нок: Ла - ла - острая пила.
Взрослый: Ла - ла - что делает острая пила?
Ребё нок: Ла - ла - жужжит острая пила.
Взрослый: Ла - ла - как жужжит острая пила?
Ребё нок: Ла - ла - громко жужжит острая пила.
Если ребёнку трудно подобрать слово самостоятельно, взрослый
предлагает ему несколько вариантов на выбор.
II вариант.
Взрослый задаёт наводящие вопросы, а ребёнок отвечает на них
самостоятельно, распространяя чистоговорку.
Список используемой литературы:
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
Москва, 2001 г.
В. Э. Темникова «Логопедичнские игры с чистоговорками».
Москва, 2006 г.
М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».
Москва. «Просвещение», 1989 г.