Лариса Викторовна Зимина
Формирование эстетического отношения при ознакомлении с родным краем Якутией посредством изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, наиболее запоминающим и эффективным методом является такая форма работы по ознакомлению с родным краем, как изобразительная деятельность в детском саду, где дети выступают активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому разработка таких форм работ воспитания в дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
Публикация «Формирование эстетического отношения при ознакомлении с родным краем Якутией посредством изодеятельности» размещена в разделах
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цель: создание педагогических условий по ознакомлению с родным краем посредством изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Формировать у детей основы нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм региона.
• Способствовать обогащению представлений о прошлом республики Саха (Якутии).
• Знакомить детей с традициями и обычаями нашего народа.
• Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру якутской природы.
• Расширять представления о многообразии форм рукотворного мира созданного народом Якутии (одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье).
основании вышеизложенного выделим формы работы с детьми дошкольного возраста, вы видите на данном слайде.
Средствами формирования эстетического отношения в ознакомлении с родным краем посредством изодеятельности являются :
• ознакомление детей с искусством как квинтэссенцией эстетического отношения человечества к миру, моделью его художественного преобразования;
• культура эстетического восприятия (познания) мира, опосредующая формирование эстетического вкуса, суждений, оценок и т. п. ;
• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности.
В нашей работе были исследованы и раскрыты нетрадиционные подходы к организации:
• технологии ознакомления детей с искусством;
• технологии эстетического и художественного восприятия и познания мира.
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий мы планируем весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определенной системе, по темам и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Содержание работы в старшей группе строится по следующим этапам:
Край, в котором мы живем, Якутск - любимый город, Природа родного края
Культура, традиции, литература и быт, Музеи, выставки, творение.
На этом слайде мы раскрываем каждый из выше перечисленных этапов содержания работы.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. Специальный подбор орнаментов и разработка приемов поэтапного обучения обеспечивает зрительную чувственность, лёгкость и полноту восприятия. Проявляется основа для развития художественно-сенсорных способностей. Совершенствуется моторная функция – ручная умелость, что облегчает овладение письмом.
При проведении занятий большое значение имеют следующие условия:
Наличие плана работы по расширению кругозора детей. Можно провести экскурсии, беседы, интегрированные занятия, встречи с интересными людьми;
Организация выставок в детском саду (стенгазеты, электронные презентации, фотоколлажи);
Детский сад должен иметь копилку изделий декоративно-прикладного искусства;
Важно привлекать к работе родителей. Проводить совместные мероприятия: выставки, мини-конкурсы, конференции;
Наличие хороших учебных пособий, демонстрационного материала;
Воспитание чувства прекрасного, нравственной чистоты, духовной культуры и любви к природе, Родине.
На основании выдвинутых условий, мы составили перспективный план по ознакомлению детей с родным краем посредством изо деятельности. Который мы прилагаем к докладу в письменном виде
Для улучшения восприятия тем, мы вводили сюрпризные моменты: едем на автобусе, кукла. Так например, в гости к дошкольникам не раз приходила кукла Сардаана в национальном костюме. Ребята с большим удовольствием рассматривали ее костюм: теплую шубку, расшитые торбоса и рукавички, богато украшенный бисером и мехом головной убор.
Дети познакомились с предметами быта (чорон, кытыях, туесок, национальным музыкальным инструментом (хомус, национальной якутской одеждой и украшениями (малица, бастынга).
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Свой доклад хочу закончить строками неизвестного автора, посвященные Отчизне:
Пока здесь живопись живет,
И с нею музыка поет.
Не пропадет мечта твоя,
А с нею ты, а может я…
(строки посвященные Отчизне)