МААМ-картинки

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Татьяна Щеплыгина
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…» (блиц опрос педагогов)

Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы уточнили, что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В нашем детском саду в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы, выполнение муниципального задания. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ.

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Что же является самым главным для физического здоровья человека, и ребёнка в частности?

Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые “КИТЫ”, поддерживающие здоровье ребёнка.

Основным же средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т. д., при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

Как обстоят дела в нашем детском саду? (озвучить результаты контроля выхода на прогулку)

На прогулку стали выходить все группы как потеплело, в начале марта старшие группы. Сейчас ходят все группы. Младшие и средние группы после обеда, старшие с утра и после обеда. Выносной материал пока не используют. Играют в разные подвижные игры.

Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Не зря говорят: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т. д., физминуток, организация прогулок, и т. д.

Утренняя гимнастика является обязательной частью режима дня и проводится ежедневно еред завтраком. Младшие и санаторная группа делают зарядку в группах, остальные группы ходят в музыкальный зал по времени.

Утренняя зарядка

Гимнастика после сна и закаливающие процедуры - одна из составляющих оздоровительной работы в детском саду.

Контроль начала осуществлять с 20 февраля, картина была удручающая, не во всех группах проводились закаливающие процедуры и гимнастика пробуждения после сна. Во всех группах имеется достаточно оборудования для закаливающих процедур, кроме одной группы. Закаливание после сна теперь проводится регулярно во всех группах

Анализ закаливающих процедур

Вопросы контроля Группы

I мл. II мл. ср № 1 ср №2 ст №1 ст №2 подг сан

Соблюдение режима проветривания

+ + + + + + + +

Рациональная, не перегревающая одежда детей в группе + + + + + + + +

Умывание, как закаливающий фактор + + + + + + + +

Полоскание рта, как закаливающая процедура - - - - - - + -

Закаливающие процедуры после сна

+ + + + + + + +

Соблюдение режима + + + + + + + +

Наличие пособий + + + + + - + +

Гигиенические условия + + + + + + + +

Работа над осанкой + + + - + + + +

Соблюдение последовательности закаливания + + + + + + + +

Эмоциональный настрой детей + + + + + + + +

Индивидуальный подход к детям + + + + + + + +

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя, внимательное, заботливое отношение и т. д.)

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования. Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Что знают педагоги о здоровьесбережении?

Анкета для воспитателей (9 воспитателей)

Какие условия Вы создаёте в группе для развития двигательной активности детей?

Как приобщаете детей к здоровому образу жизни?

Какую работу с родителями проводите по ЗОЖ?

Какую работу проводите по профилактике и снижению заболеваемости детей?

Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить?

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка. В нашем детском саду взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения ведётся с помощью различных мероприятий и информационно-просветительской деятельности.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.

Анкета для родителей (36 человек)

«Об организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

1. Количество детей в семье

1 ребёнок- 1 чел. (3%)

2 детей- 26 чел. (70%)

З детей- 6 чел. (16%)

4 детей- 3 чел. (11%)

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

Папа (борьба) – 5 чел. (14%)

Папа (бокс) – 1 чел. (3%)

Папа (бег) – 1 чел. (3%)

Папа (волейбол) – 3 чел. (9%)

Папа (лыжи) – 2 чел. (6%)

Мама (волейбол, баскетбол)- 1 чел. (3%)

Мама (волейбол)- 4 чел. (11%)

Мама (спортивный бег)- 1 чел. (3%)

Нет – 22 чел. (60%)

3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

Турник- 1чел. (3%)

Штанга, гири- 1 чел. (3%)

Тренажер- 2 чел. (6%)

Шведская стенка-2 чел. (6%)

Обруч-_2 чел. (6%)

Мячи-_1 чел. (3%)

Нет- 27 чел. (73%)

4. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?

Да-30 чел. (83%)

Нет- 6 чел. (17%)

5. Соблюдает ли ребенок этот режим?

Да- 25 чел. (69%)

Нет- 11 чел. (31%)

6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

Да- 12 чел. (33%)

Нет- 24 чел. (67%)

7. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д)

Да- 36 чел. (100%)

Нет

8. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их

Обливание водой- 13 чел. (35%)

Воздушные ванны- 2 чел. (6%)

Полоскание рта, массаж точечный- 1 чел. (3%)

Нет- 20 чел. (56%)

9. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

Да- 9 чел. (27%)

Нет- 27 чел. (73%)

10. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома?

Отсутствие времени- 10 чел. (30%)

Лень-1 чел. (3%)

Жена-1 чел. (3%)

Домашние дела-1 чел. (3%)

Не знают- 23 чел. (61%)

11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

Оба родителя- 13 чел. (35%)

Мама- 17 чел. (48%)

Папа- 4 чел. (11%)

Сестра- 2 чел. (6%)

12. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада7

Да- 22 чел. (60%)

Нет- 14 чел. (40%)

13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?

Да- 4 чел. (12%)

Нет- 32 чел. (88%)

14. Чем занимается и что делает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни?

Подвижные игры- 26 чел. (85%)

Спортивные игры- 3 чел. (8%)

Настольные игры- 18 чел. (49%)

Сюжетно – ролевые игры- 7 чел. (19%)

Компьютерные игры- 11 чел. (30%)

Музыкально - ритмическая деятельность- 8 чел. (22%)

Просмотр телепередач- 33чел. (89%)

Конструирование- 19 чел. (51%)

Чтение книг- 22 чел. (60%)

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА

• Ствол – это здоровье

• Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье

• Крона – следствие, т. е. каким будет ребёнок

( Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т. д.)

И наша с вами задача — “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.

Публикации по теме:

Формирование привычки к здоровому образу жизни Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.           Искусство долго жить состоит,.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста «Поговорим о ценности здорового образа жизни»  «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое.

Опыт работы «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста посредством овладения подвижных игр с правилами и народными играми.

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизниФормирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви,.

Презентация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Консультация для родителей «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни» «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни» «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через квест-игры Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. И одной из важных.

Проектная работа «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников» Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации.

Родительское собрание «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни» Здравствуйте уважаемые родители нашей группы! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 16:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щеплыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД