Елена Меркулова
Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.
Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
КГН способствуют: развитию нравственных чувств; развитию внимания и воли; условиям для здоровья; контролю за внешним видом; к стремлению к самостоятельности; к познанию окружающего мира; к предпосылкам формирования основ эстетического вкуса; к совершенствованию речевого развития.
Приступая к реализации первой годовой задачи, в группе были созданы все необходимые условия: мы расположили необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь.
Например: над индивидуальными полотенцами располагаются индивидуальные расчески; салфетки и фартуки дежурных- на столе дежурных по столовой; щетка для одежды и ложка для обуви- в приемной комнате на экране.
Предметы, которыми дети пользуются самостоятельно, были подобраны с учетом их возрастных возможностей. Размер куска мыла соответствует руке ребенка; полотенце и петелька на нем расположена таким образом, чтоб ребенок одним движением может снять и повесить его; расчески мы выбрали с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу детей.
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо :
Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил.
Умывание:
Совершенствуем навыки :- намыливания рук до образования пены,
- тщательно смывать мыльную пену с рук, - насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, - вешать полотенце на место, - пользоваться индивидуальной расческой.
Совершенствуем умения:-быстро и аккуратно умываться, -соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закрепляем умение:мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Питание
Совершенствуем умения:-Держать вилку большим и средним пальцами,
придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.
Развиваем умение: - намазывать ножом масло на хлеб,
-отрезать кусочек котлеты, сосиски.
Учим есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.
Закрепляем умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
полоскать рот после приема пищи.
Закрепляем умения:- правильно пользоваться столовыми приборами,
есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,
-есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.
Совершенствуем навыки
своевременно пользоваться носовым платком. Развиваем умение детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.
Совершенствуем умение заправлять кровать:
поправлять простыню, накрывать покрывалом.
Принимать участие в смене постельного белья:
- стелить чистую простыню-надевать чистую наволочку.
Одевание-раздевание
Развиваем умения:
-самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
- правильно размещать свои вещи в шкафу, - аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Развиваем умения:
самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Закрепляем умение:
-аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье
или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
- выворачивать рукава рубашки или платья,-расправлять одежду,-аккуратно ставить обувь.
Совершенствовуем умения:
-наводить порядок в своем шкафчике. -Аккуратно развешивать вещи в шкафу.
-Закрепляем навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.
Содержание в порядке одежды и обуви
Учим:- просушивать и чистить свою одежду, - мыть, протирать, чистить обувь
Методы и приемы:
Наглядный: - показ ребенком;- демонстрация мультимедийных презентаций;
- рассматривание иллюстраций; - использование алгоритмов.
Словесные:
- объяснение, пояснение;- рассказ воспитателя, рассказ ребенка;
- чтение художественной литературы, сочинение детьми сказок, рассказов, загадок.
Практические:
- создание проблемных ситуаций;
- перенос практических действий детей с предметами гигиены в игру;
- опытническая деятельность (мыло, расческа).
Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Поэтому мы ведем тесную работу с родителями через консультации, стендовую информацию, родительское собрание, через индивидуальные беседы.