Елена Баранова
Формирование представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие.
М. Монтессори.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению [1, с. 15].
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное – не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания [2, с. 19].
Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори.
В старшей группе у дошкольников начинают углублять представление о числе. Их знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. Для того чтобы дать детям представление о составе числа из единиц, я подбираю такие совокупности, в которых каждый предмет отличается о других. Сначала использую предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо цветом, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, фонариков, матрешек, карандашей, палочек разной длины или толщины; елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др., а так же плоскостные изображения предметов или предметные картинки разных животных, цветов и др.
Наряду с сюжетным использую и бессюжетный материал : модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.
Далее я составляю группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 фонарик красный, 1 фонарик синий, 1 фонарик зеленый – всего 3 фонарика) или объединенных одним родовым понятием (1 заяц, 1 матрешка, 1 погремушка, 1 автомобиль – всего 4 игрушки, выясняет с детьми, как составлена группа, по сколько в ней предметов разного цвета (разных игрушек и пр.) и сколько из них всего, как получилось 3 (4,5) предмета [3, с. 24].
Дети скорее поймут количественное значение, если параллельно будут рассматриваться состав двух чисел.
Состав каждого числа иллюстрируется не менее чем на двух-трех видах предметов. На первых порах все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, впоследствии – с разными (одни составляют группу из четырех предметов мебели, другие – одежды, третьи – посуды).
Старшие дошкольники непременно должны уметь рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («Одна тарелка, одно блюдце, одна чашка – всего три предмета посуды»).
Конкретные вопросы к детям («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно следует подменять более общими, например: «По сколько ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось четыре игрушки?». Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, вопросы конкретного и общего характера необходимо задавать в разном порядке. Так, ребенок может начать свое сообщение с того, по сколько разных предметов он взял, а может прежде назвать их общее число.
Для обобщения знаний целесообразны вопросы типа: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число четыре? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число три?» и т. п.
Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. От занятия к занятию дети все больше осознают количественное значение числа.
Математические материалы Монтессори построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале дети могут решать довольно сложные задачи [4, с. 22].
С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром. Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов и в методике работы с ними мною соблюдаются два важнейших принципа:
• от конкретного к абстрактному;
• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
Размышляя над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом М. Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие «материализованных абстракций», а сам предмет математики рассматривается, прежде всего, как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия [3, с. 65].
Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития, а косвенная на ближайшее его развитие.
Математическое образование ребёнка в представлениях М. Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.
Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Поэтому выпускники детского сада не будут ждать, когда им дадут какие-нибудь задания или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. При этом дети легко просят взрослого о помощи. В обычной школе, если ты просишь помочь, значит, ты сам не можешь справиться с заданием. Для детей знающих материалы Монтессори – это удовлетворение любопытства, источник узнавания чего-то нового.