Наталья Ситникова
Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды».
(С. Н. Ожегов)
Современные условия жизни накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. Увеличилось количество детей с нарушением физического развития, хронических заболеваний. Все эти факторы вызывают острую необходимость в формировании у детей навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное и здоровое питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение психологического климата, соблюдение правил личной гигиены.
На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают нарушения физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.
Поэтому важным направлением здоровье сберегающей деятельности педагогов детского дома является работа по формированию навыков ЗОЖ у воспитанников. Педагоги детского дома применяют следующие формы работы с детьми: беседы в кругу семьи о вреде алкоголя и табакокурения, а также о пагубном влиянии на детский организм наркотиков; регулярно проводятся конкурсы рисунков и плакатов, различные спортивные соревнования (по настольному теннису, футболу, волейболу, шашкам и шахматам,занятия в кружках: домоводство,физкультура, занятия с психологом. Педагоги детского дома проводят различные мероприятия, веселые старты, дни здоровья, игры, конкурсы, направленные на формирование навыков ЗОЖ у детей.
Проводятся индивидуальные групповые беседы с детьми по здоровью. В летний период дети находятся в летних лагерях. В остальные времена года бывают в санаториях.
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В детском доме воспитатели заботятся не только о физическом здоровье детей, но и о психологическом. Проводятся мероприятия нравственно-эстетической и патриотической направленности, включая тематические экскурсии в выставочные залы, музеи, ,благотворительные концерты.
Ребята принимают участие в городских федеральных и российских олимпиадах, конкурсах рисунка, поделок, стихов, Данные мероприятия способствуют укреплению психологического здоровья, повышают самооценку ребенка.
Для воспитанников нашего детского дома важно развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что все жизненные задачи они в состоянии решить.
И все это благодаря системному подходу по пропаганде ЗОЖ.
Благодаря проводимым мероприятиям по здоровью в детском доме удалось снизить процент простудных заболеваний, ребята повысили свой образовательный уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье. Данные утверждения подкреплены результатами ежегодно проводимой медицинской диспансеризации воспитанников детского дома.
Обобщая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что воспитатели и педагоги детского дома отдают себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.
Рекомендации:
Правильный режим труда и отдыха;
Искоренение вредных привычек;
Рациональное питание;
Оптимальный двигательный режим;
Личная гигиена, закаливание.
Таким образом, можно сделать вывод, что забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов.