Жердецкая Анна
Проект «Мужские и женские профессии»
▼ Скачать
Мужские и женские профессии
Доклад для сотрудников МБДОУ «ДС №107 «Боровичок», г. Симферополь Тема:
Весь мир – театр,
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир
Как считают ученые, быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли, в данном случае профессиональные.
: Гендерные роли - поведение, которое определяет статус мужчин и женщин.
Публикация «Проект „Мужские и женские профессии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Антропологи, этнографы и историки давно доказали, что первоначально гендерные роли формировались исходя из физических возможностей и способностей обоих полов. Также, ими было установлена относительность представлений о «типично мужском» и «типично женском» : то, что в одном обществе считалось мужским занятием (поведение, черта характера и т. д., в другом же обществе могло определяться как женское.
О чем это говорит? О том, что грань между мужскими и женскими занятиями была нечетка и условна.
Нам сегодня предстоит рассмотреть следующие вопросы:
1) Насколько грань между мужскими и женскими профессиями сохранена в наше время и в нашем социуме?
2) Как сегодня меняется рынок труда, исходя из деления на мужские и женские профессии?
3) С какого возраста выбирают профессию?
1. Разделение профессий на мужские и женские существовало всегда. Уже в первобытном обществе мужчины охотились, а женщины занимались врачеванием, приготовлением пищи, воспитывали детей.
В средневековье и новое время женщины в основном работали в сфере обслуживания.
В XX веке борьба за равноправие женщин принесла определенные плоды: слабый пол освоил практически все профессии, традиционно считавшиеся мужскими.
Представленные ниже таблицы ярко демонстрируют нам эти перемены.
Диаграмма (1) нам четко показывает, какие «мужские» сферы и сколько в % отношении прекрасный пол занимает.
(1)ТОП -10 самых «мужски» профессиональных сфер
Слайд 6: Какие мужские профессии больше привлекают женщин в наше время
(2)
Слайд 7: (3). Количество лиц мужского и женского пола среди студентов различных факультетов (процент).
Как показывает статистика, сферы работы для женщин на сегодняшний момент весьма разнообразны, а уж если у женщины есть выбор, то она скорее выберет занятие себе по душе, даже если оно входило в сферу мужских профессий.
Стремительное развитие науки и промышленности требуют не только увеличения количества рабочих рук, но и привлечения технических умов. Проектирование, планирование, организация и оптимизация производства, защита Отечества по-прежнему требуют сильного и волевого человека и зачастую такие должности занимают мужчины.
Слайд 8: Какой же мы можем сделать вывод? Что в мире, по-прежнему, сохраняется тенденция деления на «типично мужские» и «типично женские» профессии, только осваивать мужские профессии женщинам стало легче.
2. Вы когда-нибудь задумывались, сколько всего на свете существует профессий?
Слайд 9: Первые профессии появились еще до возникновения цивилизации.
Задача мужчины заключалась в обеспечении безопасности дома, женщин и детей. Он же должен был обеспечивать племя пищей. Женщины же растили детей и следили за тем, чтобы огонь в семейном очаге всегда грел домочадцев. Перераспределение обязанностей появилось, когда человечество стало менять привычный образ жизни. Кочующие племена стали оседлыми, началось развитие сельского хозяйства. Появилась такая профессия, как землепашец. Тяжелый физический труд, с которым люди возделывали землю, подтолкнул общество к изобретению более удобных приспособлений.
Слайд 10: Появилось ремесло. Со временем зародились специальности гончаров и кузнецов - это и были профессии, связанные с будущим. Династии мастеров постоянно совершенствовали свои умения, чем запускали прогресс.
В конце концов, это привело к тому, что в настоящее время в мире насчитывают около сорока тысяч различных профессий.
Для России доступны не все из имеющихся специальностей, только приблизительно 1/4 часть. Но и это более 9000 наименований.
В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации.
Классификация профессий – это объединение профессий в различные группы по каким-то признакам.
В нашей стране наиболее часто используют многоуровневую классификацию, предложенную Е. А. Климовым.
Он выделяет пять типов профессий : «человек—человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ»
1. «Человек – природа» – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
3. «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т. д.
4. «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т. д.
5. «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.
Слайд 12: Российский психолог, Евгений Александрович, делит профессии по условиям труда :
• «Условия бытового типа». Например, лаборант, бухгалтер, программист.
• «Работа на открытом воздухе». Агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, тракторист-механизатор и т. д.
• «Необычные условия труда» Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. (Водолазы, шахтеры, маляры, монтажники).
• «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности» за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.
По средствам (орудиям) труда:
1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами). Машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами). Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. «Функциональные средства организма человека». (психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны). Например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т. д.
Слайд 13: Существует несколько систем классификации.
Профессии разделяют по отраслям:
Профессии будущего
Медицинские профессии
Рабочие профессии
Творческие профессии
Экономические профессии
Сельскохозяйственные профессии
Юридические профессии
Научные профессии
Слайд 14: Профессии разделяют по группам:
I. Которые существуют с давних времен: врач, педагог.
Слайд 15: II. Которые обречены на вымирание: телефонистка, трубачист, человек-будильник, фонарщик, кучер, заготовщик льда, машинистка).
Слайд 16,17,18, 19: III. Которые необычные: подниматель пингвинов; тестировщик водных горок; слушатели пармезана; стояльщик в очереди; заталкиватель людей;самая привлекательная профессия – это уборщик на острове).
Вывод:
– Коллеги, обратите внимание: деление на мужские и женские профессии отсутствует, в некотором роде, эта проблема социально обусловлена.
3. Мир не стоит на месте, рынок труда всегда динамичен. В результате некоторые профессии навсегда уходят с мировой арены, а другие, напротив, только зарождаются и становятся востребованными.
Эксперты отмечают, что всегда будут востребованы творческие профессии, профессии учителя, педагога и психолога
Слайд 20: При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Уважаемые коллеги! Каждый из нас, прежде чем выбрать профессию воспитателя, стоял перед выбором и задавал себе такие же вопросы. И вот за плечами не один год плодотворной работы, накоплен большой опыт. Ответьте тогда на такой вопрос:
- С какого возраста нужно знакомить детей с профессиями взрослых? (Правильно, с младшего возраста)
Слайд 21: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Таким образом, работа ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Из опыта работы.
Так как я и моя коллега, Юлия Александровна, работаем с малышами только первый год, проведение профориентационной работы проходит поэтапно.
В работе с родителями задачи:
Обогатить и активизировать педагогические знания и умения родителей;
Пополнить развивающую среду альбомами, фотоальбомами, дидактическими играми, плакатами в соответствии с темой.
В работе с детьми задачи:
Слайд 22: Развивать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
Слайд 23: Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности:
- участие в посильных трудовых операциях;
- моделирование трудовых отношений в игре.
Слайд 24: Как показывает опыт, ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В своей работе, мы используем такие формы работы, как:
НОД (непосредственная образовательная деятельность);
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка;
наблюдения за трудом взрослых;
чтение художественной литературы;
игровая деятельность;
культурно-досуговая деятельность;
живой пример окружающих взрослых.
Слайд 25: В завершении я хочу сказать. Достаточно сложно спрогнозировать, какие профессии проявятся лет так через 30, будут ли в них задействованы мужчины или женщины. Но наша профессия не пропадет, так как развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Единственное мое пожелание, чтобы наша профессия не была «типично женской».
Слайд 26: Спасибо за внимание!