Юлия Поклад
Освоение детьми нравственных представлений «Нормы и правила поведения в обществе в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества) в повседневной жизни ребенка.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Публикация «Освоение детьми нравственных представлений „Нормы и правила поведения в обществе в повседневной жизни“» размещена в разделах
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой культуры, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Для достижения воспитательных целей и задач свою работу я веду постоянно, используя нравственные (культура поведения и культура общения) и этические аспекты (этикет, включая их в совместную деятельность с детьми (занятия, упражнения, ситуации, индивидуальная работа, труд) а также в различных видах игр. Таких как Д\И «Хорошие и Плохие поступки», «Вежливые слова», лото «Хорошо или плохо», сюжетно- ролевые игры: «В гостях», «У меня зазвонил телефон», «На приеме у врача». Особое внимание уделено созданию пространственно-предметной развивающей среды. Оформлен уголок «Азбука этикета», в который поместили схемы сервировки стола, сворачивания салфеток. Схемы последовательности одевания, умывания.
Организуя деятельность детей, я создаю условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи таких как «Правила Дружбы», «Правила поведения в группе», «Правила поведения за столом». Роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика, поэтому большое значения я отвожу работе с родителями (было проведено родительское собрание по теме «Этикет для дошкольников», в информационном уголке была размещена консультация «Дети зеркало своих родителей»). Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества) требует адекватных педагогических средств. В этом неоценимую помощь оказывает художественное слово (рассказы, сказки (такие как «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», загадки, стихи, пословицы, поговорки). Они обогащают сознание ребенка, учат выразительности речи, обеспечивают адекватность оценок нравственных проявлений, пробуждают интерес ребенка, его творческое начало. В книжном уголке у нас есть «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» для совместного прочтения или самостоятельного рассматривания детьми. Эти методы рассказывают об основных средствах педагогического воздействия, направленных на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения.
Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, а в дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями. Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоению нравственных норм.