Папки-передвижки

Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]» (14 фото)

Светлана Соколова
Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Знакомство со звуком «Л»

Цель:

познакомить детей со звуком «Л» и его характеристикой.

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить со звуком Л;

- закреплять знания детей о звуках и звуке "Л";

- закреплять умение детей давать характеристику звуков;

- формировать зрительный образ звука.

Развивающие:

-развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать фонематическое и зрительное восприятие;

Темочки:

- развивать анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;

- воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.

Методы и приемы:

Игровой

– использование игровых персонажей, пальчиковая гимнастика; использование дидактических игр: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет», физминутка.

Практический

- дидактические игры: «Найди звук», «Бабушкино варенье», «Звездочет».

Наглядный

- рассматривание артикуляционного профиля звука «л», рассматривание наглядного материала.

Словестный

– использование массажных мячиков с проговариванием текста, вопрос – ответ, активизация детей, артикуляционная гимнастика, физминутка, указания учителя – логопеда.

Предварительная работа:

разучивание артикуляционной гимнастики, заучивание физкультминутки, беседа на тему «Фрукты и ягоды», работа с массажными кольцами су-джоку, разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с опорными схемами характеристики звуков.

Словарная работа:

совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных - яблочное, смородиновое, персиковое, клубничное, грушевое.

Материал и оборудование:

зеркала, картинка самолета, картинка волка, кукла- бибабо «бабушка», артикуляционная гимнастика, магнитофон, артикуляционный профиль звука «л», звуковик, памятки - характеристики звуков, дидактическая игра «Найди звук», дидактическая игра «Бабушкино варенье», дидактическая игра «Звездочет».

Ход занятия

1. Вводная часть

Учитель-логопед: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к бабушке Луше, но для этого нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся гостям и друг другу.

Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»

Учитель-логопед:

- Как вы думаете, на каком виде транспорта можно путешествовать?

Дети: на машине, поезде, корабле, самолете и т. д.

Учитель-логопед: Я согласна с вами, давайте отправимся в путешествие к бабушке Луше на самолете. Управлять нашим самолет будет пилот Волк, который приготовил для вас интересные задания. Выполнив их, мы прилетим к бабушке. Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.

Фото «Знакомство со звуком [Л]»

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед: Давайте "ЗАМЕСИМ ТЕСТО" и напечем "БЛИНОВ", чтобы было чем подкрепиться.

К блинам возьмем с собой "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ".

Подкрепились? Теперь «почистит зубки». Времени до отправления осталось совсем мало. (Упражнение "ЧАСИКИ").

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему - фото

Самомассаж (су-джоку)

Учитель-логопед: А теперь подготовим наши пальчики к полету.

Для начала разогреем руки. Возьмем мячики и покатаем на правой руке, а затем на левой.

Фото №1 Тема Знакомство со звуком Л Цель познакомить детей со звуком Л и его характеристикой

Дети надевают массажные кольца на пальцы и проговаривают текст:

Фото №2 Программные задачи Образовательные познакомить со звуком Л закреплять знания детей о звуках и звуке Л закреплять умение детей давать характеристику звуков формировать зрительный образ звука

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Фото №3 Развивающие развивать фонематический слух развивать артикуляционную моторику развивать общую и мелкую моторику рук развивать фонематическое и зрительное восприятие Темочки Буква Л и звуки Л Л

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой палец 3 раза

Вот ладошки шуршат, потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей, хлопки

А теперь ты их согрей. ладони на щеки

К путешествию готовы? кулаки на коленях

Да! руки вверх, ладони раскрыть.

Учитель-логопед: Чтобы Волк не сбился с нужного маршрута, нам нужно правильно выполнить все его задания.

Итак, наше путешествие начинается.

Первое задание: Поможем волку завести мотор самолета.

Как гудит мотор?

Дети: - Л-Л-Л.

(Язычок сжимаем между зубками и длительно произносим л-л-л.)

Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет.

Формирование зрительного образа звука

Учитель-логопед: - Посмотрите внимательно на картинку (артикуляционный профиль) на доске, а затем в зеркало, произнося этот звук.

Фото №4 Конспекты занятий Звуки Л Л

- Когда мы произносим звук [Л]:

• Губы - раскрыты "оскал";

• Зубы - раскрыты;

• Спинка языка - опущена - звук твердый.

• Голосовые связки - Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

Там живет голос, работают голосовые связки.

Фото №5 Автоматизация дифференциация звуков Конспекты занятий

«Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит»

Поем песенку "мотора самолета" Л-Л-Л-Л.

Спинка языка опущена - звук «Л» твердый;

Характеристика звука

(На столах у детей лежат опорные схемы характеристики звука «Л»)

Учитель-логопед: ребята, посмотрите внимательно на памятки и вспомните, каким может быть звук. (Ответы детей)

Учитель-логопед: Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук (активизация детей).

Итак, звук Л - согласный, твердый, звонкий (обозначим звуковиком синего цвета с колокольчиком). (Учитель – логопед помещает на доску изображение звуковика)

Развитие фонематического слух

Дидактическая игра «Найди звук».

Фото №6 Все конспекты Коррекционные занятия

Учитель-логопед: Следующее задание от волка:

Перед вами полянка с цветами, расположенными в ряд. Вы должны посадить пчелку на 1-й, 2-й или 3-й цветок в зависимости от того, где находится звук «Л»: в начале, в середине или в конце слова.

Слова: лук, малина, лиса, дятел, футбол, лес, колобок, вокзал.

Физкультминутка

«Видишь, бабочка летает.

Фото №7 Конспекты для коррекционных групп Модель трёх вопросов

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать - не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!» (Считаем пальчиком.)

Развитие грамматического строя речи.

Дидактическая игра «Бабушкино варенье»

Фото №8 Образовательная технология ОВЗ Фото №9 Конспекты коррекционных занятий ОНР нарушение речи Работа с особыми детьми ОВЗ Развитие речи

Учитель-логопед: - ребята, все задания волка мы с вами выполнили и вот мы и прилетели к бабушке Луше. Она зовет нас к себе на чай. Для каждого из вас она приготовила разное варенье.

Детям раздаются карточки с изображением разных фруктов. Они подходят к доске и крепят карточки, называя варенье, которое получается из данных фруктов (например, изображена малина – варенье малиновое)

Учитель-логопед: - ребята, назовите, каким вареньем вас угостила бабушка (активизация детей).

Дети: - меня бабушка угостила яблочным вареньем;

- мне бабушка Луша приготовила смородиновое варенье;

- у меня персиковое варенье;

- мне бабушка Луша сварила клубничное варенье;

- у меня банановое варенье;

- у меня на картинке изображено черничное варенье;

- меня бабушка Луша угостила абрикосовым вареньем.

Учитель-логопед: - Ребята, у кого из вас в названии варенья встретился звук «Л»? Назовите это варенье.

Дети: - в названии «яблочное варенье» встретился звук «Л» и в названии «клубничное варенье» встретился звук «Л».

Учитель-логопед: - Молоды, ребята, скажем бабушке Луше спасибо за гостеприимство.

Дети: - Спасибо.

Учитель-логопед: - Настало время лететь обратно. Заводим мотор самолета (л-л-л). (Включается фонограмма звука мотора самолета. Дети руками изображают полет самолета).

Учитель-логопед: - Вот мы и прилетели обратно. Скажем спасибо волку за полет.

Дети: - Спасибо.

Дидактическая игра «Звездочет»

Учитель-логопед: - Пока мы были в гостях у бабушки Луши, уже наступил вечер. Посмотрите на небо (картинка на мольберте). Ваша задача зажечь на небе картинки-звезды, в которых живет звук «Л».

(Педагог выкладывает на фон звездочку с рабочим звуком и предлагает ребенку выбрать только звездочки с картинками в звучании которых есть данный звук и "зажечь" их на небе)

Фото №10 Конспекты занятий Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД ноябрь развивать анализ и синтез развивать грамматический строй речи Фото №11 Воспитательные продолжать воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога

(Глобус, клубника, ландыш, платье, голубь, флаг, лампа, ласточка, лось, яблоко, клоун, молоток).

3. Заключительная часть

Учитель-логопед: - ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: - Мы познакомились со звуком «Л».

Учитель-логопед: - Какой это звук?

Дети: - Звук «Л» согласный, твердый, звонкий.

Учитель-логопед: - Что вам больше всего понравилось на занятии?

- для чего вам нужно делать артикуляционную гимнастику?

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Пояснительная записка

Характеристика детей группы компенсирующей направленности с речевыми нарушениями

У детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи страдает речевая деятельность. Нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.

Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

У детей данной группы плохо развиты мыслительные операции, связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение, что приводит к снижению познавательной активности.

У детей наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются.

Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.

Подгрупповое занятие. Время проведения - 25 минут.

Публикации по теме:

Игры для развития речи. Дидактическое пособие «Звуковая дорожка». Дидактическое пособие «Необычная буква»Игры для развития речи. Дидактическое пособие «Звуковая дорожка». Дидактическое пособие «Необычная буква» Работа с детьми дошкольного возраста требует от логопеда творческого подхода. В своей работе я придерживаюсь принципа "Учите, играя". Ведь.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 21:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей с нарушением речи на тему «Знакомство со звуком [Л]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Соколова (УИ 153646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД