ЮЛИЯ
Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Верещагина Ю. Б.
Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста : этиология, симптомы
Термин «дизонтогенез» впервые был употреблен Г. Швальбе в 1927 году. Этот термин охватывал такие понятия, как отклонение от нормального развития внутриутробного формирования структур организма. Но, впоследствии под дизантогенезом стали понимать и другие формы нарушений онтогенетического развития, в том числе и недоразвитие речи. [//]
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждому ребенку, независимо от формы поражения речевой функции, предстоит овладеть родным языком, сперва, как средством коммуникации, а затем и как инструментом мыслительных процессов, но для этого необходимо пройти непростой путь усвоения языка, как взаимосвязанной системы закономерных отношений её элементов от звука к развернутой фразе.
Речевой дизонтогенез в раннем детстве почти всегда обусловлен различными факторами, которые присутствовали в доречевой период, либо задолго до формирования речи ребенка. Лишь афазические расстройства, определяющиеся распадом сформировавшейся речи в любом возрасте, можно отнести к исключению из общей практики. В раннем возрасте афазия у детей встречается достаточно редко. [//]
Можно отметить, что речевая патология может быть следствием поражения центральных механизмов речи, например, при алалии, диспраксии, дизартрии, а также при поражении периферических отделов - это функциональные расстройства, а также ринолалия.
Понять и проследить, каким образом происходит осваивание сложной системы языка детьми с дизонтогенетическим развитием речи, возможно только в том случае, если мы имеем представление об общих законах развития речевых способностей у детей в норме. В первом параграфе мы рассмотрели закономерности появления речи в онтогенезе.
Причиной речевых нарушений, по М. Е. Хватцеву, называют воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, либо взаимодействие этих факторов, которые определяют специфику речевого расстройства. Достижения в области генетики, медицины и биологии позволили углубить представления об этиологии расстройств речи и выделили следующие факторы:
• экзогенные (внешние)
• эндогенные (внутренние)
Также важно отметить, что выделяют органические и функциональные причины речевых расстройств.
Давайте рассмотрим причины патологий речевого развития с точки зрения неврологических нарушений. Анализируя медицинскую литературу по ранней диагностике развития речи, а также особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы, можно выявить, что в большинстве случаев, отклонения в развитии психоречевых функций у детей раннего возраста, своими корнями уходят в перинатальный период. [//]
Перинатальная патология центральной нервной обуславливает возникновение речевых нарушений у детей. Именно в перинатальный период (до рождения и первые 7 дней постнатальной жизни – период ранней адаптации) формируются процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Наиболее значимыми причинами патологических состояний, приводящими к нарушению нормального хода развития головного мозга, согласно МКБ -10, относятся:
1. Церебральная гипоксия – ишемия. Гипоксическое поражение головного мозга у новорожденных.
2. Родовая травма центральной нервной системы.
3. Инфекции ЦНС
4. Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения.
Механизмы гипоксий, инфекций и токсико-метаболических нарушений в целом схожи, они приводят к гибели клеток нервной ткани. [//]
Выраженность нарушений, возникающих в следствии указанных причин, отличаются вариативностью, так как тяжесть повреждений ЦНС зависит от множества факторов:
• срока гестации (недели беременности);
• степени зрелости ЦНС;
• морфологических особенностей, присущих данного периоду гестационного возраста;
• длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов.
Давайте рассмотрим, какие речевые нарушения способны вызвать неврологические отклонения в зависимости поражения ЦНС в пренатальный период:
Таблица 6.
Варианты неврологических и речевых нарушений в зависимости от характера перинатального поражения ЦНС.
Характер поражения Неврологические нарушения Речевые нарушения
Селективный нейрональный некроз Вторичная микроцефалия, тетрапаретические формы ДЦП, симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения. Алалии, дизартрии.
Парасагиттальный некроз
Тетрапаретические формы ДЦП симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения. Алалии, дизартрии.
Перивентрикулярная лейкомаляция
Диплегические и гемиплегические формы ДЦП, псевдобульбарные нарушения, зрительные проводниковые нарушения. Псевдобульбарная дизартрия.
Поражение базальных ганглиев
и таламуса Дискинетические (гиперкинетические) формы ДЦП, сенсорные нарушения. Гиперкинетические расстройства
речи (заикание, дизартрии.
Поражение мозжечка
Атонически-астатическая форма ДЦП. Скандированная речь, заикание.
Поражение ствола
Нарушения черепных нервов, бульбарные расстройства. Бульбарная дизартрия, ринолалия, заикание.