Екатерина Смирнова
Дислексия и дисграфия
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое дислексия и дисграфия?
Это нарушение психических функций, отвечающих за процесс чтения и письма. В качестве возможной причины называются генетические факторы, влияющие на нейрофизиологические процессы обработки слуховой и зрительной информации. Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, расстройство чтения и правописания, а также изолированное расстройство правописания и изолированное расстройство чтения являются четко определенными расстройствами.
Публикация «Дислексия и дисграфия» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Дислексия и дисграфия относятся к школьным нарушениям развития и классифицируются как специфические расстройства обучения. Нарушение школьного развития определяется как раннее и, как правило, хроническое расстройство обучения, оказывающее длительное влияние на психосоциальное развитие пострадавших и их семей. Интеллект при этом не затрагивается, поэтому дислексия не имеет ничего общего с недостатком интеллекта, поэтому дислексию часто называют «болезнью гениев».
В мире 5%-6% всех детей страдают специфическим расстройством обучения; мальчики страдают в два-три раза чаще, чем девочки. Нарушения чтения и правописания встречаются как в отдельности, так и в сочетании. Они оказывают влияние на всю жизнь ребенка и нередко приводят к неуверенности в себе, страху перед неудачами, тревожности и прогулам. Для того чтобы повысить шансы детей в школе и на профессиональном обучении, первые признаки выявляются детским психиатром или психологом на ранней стадии, а терапия и поддержка должны быть начаты своевременно, если поставлен соответствующий диагноз.
Нарушения чтения и правописания имеют точное определение в Международной классификации психических расстройств (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Критерии определения нарушений таковы:
Результаты стандартизированных тестов на точность чтения, скорость чтения, понимание прочитанного и орфографические навыки значительно ниже сравнительных значений, которые можно было бы ожидать, исходя из возраста, интеллекта и уровня успеваемости.
Нарушение чтения и правописания оказывает негативное влияние на успеваемость или повседневную деятельность.
Перед постановкой диагноза необходимо исключить другие заболевания, которые могут привести к нарушениям чтения и правописания. К ним относятся нарушения зрения и слуха, СДВГ, эпилепсия, врожденные или приобретенные повреждения головного мозга.
Нарушение развития обычно проявляется в начальной школе. Как правило, предшествующие дислексии симптомы, такие как проблемы с пониманием речи и фонетической памятью, становятся заметными до поступления ребенка в школу.
Причины нарушения чтения и правописания.
По-видимому, это многофакторный процесс. Большую роль играют генетические факторы, поскольку нарушения школьного развития, как правило, передаются по наследству. Сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов показывает генетическую предрасположенность; наследуемость способности к чтению и правописанию составляет около 60-70%. Если один из родителей страдает расстройством чтения и правописания, то риск развития дислексии у его потомства значительно возрастает. Если оба родителя страдают дислексией, то риск еще выше. Обнаруженные к настоящему времени генетические изменения затрагивают пластичность нейронов на ранних стадиях развития мозга, так называемые гены-кандидаты, и их нарушенная функция обнаруживается в областях мозга, связанных с обработкой языка, сопоставлением букв и звуков и обработкой слов.
Основываясь на современных знаниях, нельзя считать, что это расстройство может быть полностью компенсировано. Для людей, страдающих этим расстройством, и их семей зачастую главной задачей является интеграция ребенка в общество и разработка стратегий жизни с дислексией.