Елена Архипова
Психология детей с нарушением речи, основы логопедии. Практическое задание
▼ Скачать + Заказать документы
Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.
Исследование внимания.
1. Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера) :
- Детские варианты корректурных проб с 4-х лет
- Методика Пьерона — Рузера (для детей дошкольного возраста) с 6 лет.
Публикация «Психология детей с нарушением речи, основы логопедии, Практическое задание» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова) с младшего школьного возраста.
3. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). - с 6-7 лет
4. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера) с 5- до 16 лет
5. Бланки к методике «Счет по Крепелину» с возраста старше младшего подросткового возраста.
Исследование восприятия.
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой - фигуры Поппельрейтора) – с 4-х лет
2. «Почтовый ящик» (коробка форм) - с 4-х лет
3. Доски Сегена разных вариантов сложности- от 1 года
4. Кубики Кооса - с 4-х лет
5. Набор предметных картинок, разрезанных на 2 - 3 - 4 части, предлагаются с 4 лет
6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине» - с 3-х лет
7. Методика «Эталоны»- с 5-7 лет
Исследование мышления.
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории) - с 4-х лет
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным - с 3-х лет
3. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий - с 3-х лет
Исследование памяти.
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания ( возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. Д) - с 3-х лет
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов - с 7 лет
3. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия) с 6 лет
Исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
1. Методика исследования уровня притязаний - с 5 лет
2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо - Рубинштейн – с 6 лет
3. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.). - с 4-х лет
4. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга) - возрастные границы для детского варианта – 4-14 лет. Л. А. Ясюкова заявляет о более узком возрастном диапазоне – 6-12 лет.
5. Таблицы к методике Рене-Жиля – с 4 х лет
Источники
1. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
2. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С. Д. Забрамная. – М., 1980.
3. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М. : Владос, 2003 - 32 с.
4. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.
5. Введение в психодиагностику : Учеб. пособие для студентов / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачева; под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. : - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
6. Виноградова А. Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет : Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.
7. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н. М Стадиенко. – К. : Освита, 1991. – 96 с.
Задание 2.
Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).
1. Тема занятия «Дикие животные».
Участники: дети 3-4 года с нарушением речи, воспитатель, родители
Занятие на данную тему проводится в феврале
Тип: познавательный, творческий, групповой
2. Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру и
накопление знаний о многообразии диких животных.
3. Задачи : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Обогащать представления детей о животных, характерных признаках диких животных, образе жизни. Учить называть детёнышей животных, замечать отличительные особенности взрослого животного от детёныша. Воспитывать любовь к живому миру, эмоциональную отзывчивость. Реализовать тему «Дикие животные», охватив все образовательные области.
4. Оборудование: Игрушка – котик, бабушка, коза; набор деревянных пазлов «Дикие животные», по количеству детей; демонстрационный материал из серии дикие животные; сюжетные картинки; книга Дикие животные и их детеныши; аудиозаписи; мячик для самомассажа, по количеству детей.
5. Актуальность: Необходимость расширения знаний и представлений у детей 3-4 лет о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, питании, условиях обитания, повадках. Помочь в составлении связного высказывания о животном, так как дети не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в данном проекте позволит развить связную речь, творческие способности детей.
6. Физическая культура: Разучить подвижные игры, физминутки, динамические паузы под музыку по теме «Дикие животные». Совершенствовать двигательные умения и навыки.
7. Безопасность: Познакомить с правилами безопасного общения с животными.
8. Социализация: Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия, при выполнении парных и коллективных творческих работ, играх умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
9. Труд: Развивать умения детей готовить и убрать рабочее место. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений в ходе организации образовательной деятельности.
10. Познание: Расширить и углубить представления детей. Воспитывать бережного отношения к животным.
11. Коммуникация: Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов, проблемные вопросы.
12. Чтение художественной литературы: Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, чтение стихов, загадывание загадок по теме «Дикие животные».
13. Художественное творчество: Выполнять индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Дикие животные».
14. Музыка: Познакомить с голосами животных. Прослушать детские песенки о животных. Имитация движений диких животных под музыку.
15. Работа с родителями: Включение родителей в проект, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Консультация по теме проекта.
Формы и методы:
• Беседы.
• Объяснение.
• Чтение сказок, детских рассказов, стихов, загадок.
• Художественное творчество.
• Занятия по образовательным областям.
• Сюрпризные моменты.
• Сюжетные игры.
• Дидактические игры.
• Подвижные игры и пальчиковые игры.
• Прослушивание аудиозаписи голосов животных.
• Физминутки, динамические паузы под музыку.
• Показ иллюстраций и картинок.
.
Ожидаемый результат :
- Знают обобщённые понятия «Дикие животные».
- Запомнили название детёнышей нескольких животных.
- Знать и называть животных наших лесов.
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
Продукты проекта:
• Практические разработки материала по теме проекта.
• Пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
• Дидактические игры.
План реализации проекта.
Этапы:
Подготовительный:
•Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы.
•Определение методов.
•Разработка перспективного плана.
•Подборка иллюстративного материала, игрушек, атрибутов для познавательной и игровой деятельности, настольно печатных и дидактических игр, стихов, потешек, загадок пословиц по данной теме.
Основной :
Непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты и игровая деятельность.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов о животных.
Участие родителей.
Итоговый:
Закрепление полученных знаний
I. Орг. момент
Для привлечения к себе внимания детей, настройки на работу :
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит перед ними.
Наши глазки внимательно смотрят, - дети отвечают «ДА»
Наши ушки внимательно слушают, - дети отвечают «ДА»
Наши ножки нам не мешают, - дети отвечают «НЕТ»
Наши ручки лежат, отдыхают- дети отвечают «ДА»
Ребята сегодня к нам кто-то придет в гости! Но, чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку!
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Дети отгадали. Держу игрушку-кошку, кошка здоровается с детьми всеми вместе, далее с каждым ребенком, называя имя, дети здороваются в ответ.
-Да, это кошка. На улице похолодало, и кошка Мурка пришла к нам погреться! Когда наступают холода, мы с вами одеваемся в теплую одежду? Что мы одеваем? А как вы думаете, что же будет с животными? Как они готовятся к холодам? (Ответы детей).
- Помните мы с Вами разговаривали про домашних животных, таких как Мурка, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. А еще есть дикие животные. Мурка поможет нам сегодня разобраться кто же это такие и где они живут.
II. Основная часть
1. Беседа «Жили - были …»
- предложить детям вспомнить героев (диких животных) русских народных сказок
Мы с Вами читали много русских народных сказок, давайте вспомним диких животных из этих сказок. Вспоминаем лису, зайца, медведя, волка. Слушаем аудиозапись какие звуки издают эти животные.
2. Мир музыки: МДИ «Лисичка и зайчики»(песенка Железновых)
- развивать музыкальный слух;
- учить повторять движения согласно тексту.
3. Речевая гимнастика :
Вместе с котиком мы с Вами поможем нашему язычку разговориться
Покажите котику, где наш язычок – дети показывают.
Су-су-су, су-су-су, Белку видели в лесу.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо, громче, громко).
Са-са-са, са-са-са, Вот бежит лиса. Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).
Во время работы с чистоговорками обращаю внимание на четкое произношение звуков.
4. Физкультминутка
- Развивать у детей умение согласовывать движение со словами.
-Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места.
-Способствовать развитию речи.
Вместе с котиком рассказываем:
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого выбирает котик, становится в середину. Дети со мной произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! –
хлопаю в ладоши, дети разбегаются по своим домам.
5. Речевое занятие «Не ходи, козочка, в лес»
- учить составлять короткий рассказ
- А теперь давайте вместе с нашим котиком расскажем историю, которая произошла с медвежатами и козой. (Используется прием моделирования, игрушка: бабушка, медвежата, коза, лесные деревья).
- Жила-была коза у бабушки в деревне. Однажды козочка пошла погулять (В лес). А в лесу на опушке жили (Медвежата). Увидели они козочку, да как закричат «Э-э-э». Козочка испугалась и закричала «М-э-э». Бабушка услыхала, как козочка кричит, пришла в лес и увела козочку домой. (Дети повторяют историю по желанию).
- Козочка домашняя, не надо ей ходить в лес. А медведи дикие, пусть в лесу живут.
6. Самомассаж
- развивать моторику, слух, делать упражнения под музыку
А сейчас к нам и котику в гости придет ежик, каждому ребенку раздается «ежик» - мячик для самомассажа, под музыку Железновых «Колючий еж», делаем самомассаж.
7. Д/и «Собери картинку» :
- развивать мелкую моторику, память, фантазию.
Каждому ребенку в зависимости от его способностей раздаются деревянные пазлы с тематикой «Дикие животные». Наблюдаем за процессом, помощь тому ребенку, у которого что-то не получается, хвалю ребенка у которого все получается.
8. Дидактическая игра «Найди маму»
- учить называть и находить диких животных и их детенышей.
Давайте поможем котику: у меня очень интересная книга здесь нарисована мама и малыш, давайте поможем маме найти детеныша. Ищем лиса – лисенок, волк-волченок и т. д. Дети называют животных, пробуют назвать детеныша, котик помогает называть правильно.
9. Подвижная игра Бурый медвежонок (Железновы)
- учить повторять движения согласно тексту
10. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
-развивать слух, память
- предложить детям пересказывать сказку, подражая героям
III. Заключительная часть
Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, танцевали, собирали картинки, старались не перебивать друг друга. Все большие молодцы! С котиком в руках говорю, про каждого ребенка: Женя – умничка, очень хорошо рассказал нам сказку, Мишенька – первый собрал пазл, Вирсавия – очень красиво танцевала и т. д. А теперь Вы,мои малыши, расскажите, мне и котику, что Вам больше всего понравилось, кто из животных запомнился, понравился. Дети рассказывают, что запомнилось, что понравилось.
Котик прощается с детьми, сначала с каждым, получает ответ, потом всем говорит «До свидания».
Работа с родителями:
Предложить учить дома стихи о диких животных.
1. Тема занятия «Страна Воображение»
Участники: дети 5-6 лет с нарушением речи, воспитатель, родители
Занятие на данную тему проводится в начале марта
Тип: познавательный, творческий, групповой
2. Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, средствами нетрадиционного рисования и музыки, способность выражать эмоции не только посредством разговора, но и посредством рисования и музыки.
Образовательная деятельность: Художественно- эстетическое развитие, музыкальное развитие. Восприятие изобразительного искусства, музыки.
Объект исследования:
Нетрадиционная техника рисования, классическая музыка
Задачи :
1) Развивающие:
Уточнить и систематизировать знания о: нетрадиционных способах рисования, музыкальных произведениях, известных композиторов.
Обучать детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
2) Образовательные:
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению. Уметь слушать, воспринимать, соотносить цвет и музыку, фантазировать.
3) Воспитательные:
Обучать детей радоваться результатам своего труда и труда товарищей
Воспитывать умение детей работать в коллективе, помогать друг другу.
Предметом является особенности использования разнообразных способов рисования.
Оборудование:
Колокольчик, аудиозаписи классической музыки и музыки для занятия, игрушка – фея, мяч, листы (с изображением платья) по количеству детей, ватные палочки – по количеству красок на каждого ребенка, гуашевые краски – одна упаковка на один стол.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Цель: Создать развивающую предметно- пространственную среду Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
2 этап- основной.
Цель: Развивать художественно- творческие, эмоциональные способности у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования, живописных материалов и музыки через систему занятий
3 этап - заключительный.
Цель: Сформировать художественно- творческие способности детей, в ходе совместной деятельности детей и взрослых с использованием нетрадиционных техник рисования.
Заключение
Детей очень привлекает рисование и музыка, чем разнообразнее
художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому
ознакомление младших дошкольников с техниками рисования,знакомство с классической музыкой позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, эмоциональной сфере. Применение нетрадиционных техник рисования и прослушивание музыки создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника, развивает словарный запас. Организация образовательной деятельности по художественному и музыкальному творчеству способствует развитию :
-Ориентировочно - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования, развития речевой зоны коры головного мозга, мелкой моторики пальцев рук,
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает
внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать
вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Художественная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
I. Орг. момент (вводная часть)
Звоню в колокольчик.
Дзинь-дилинь, дзинь –дилинь, глазки закрываются, мы в сказку отправляемся.
Все глазки закрыли – прозвенел колокольчик – Глазки открываем. Мы с Вами сегодня оказались в волшебной стране Воображение. А помогать сегодня нам будет – маленькая фея (игрушка). Фея здоровается с детьми, дети вместе и дружно говорят «Здравствуйте».
На фоне звучит чуть слышно классическая музыка.
II. Основная часть
1) «Что произойдёт, если …»
- Развивать воображение.
Я с феей в руках предлагаю ответить подробно на предложенные вопросы.
Что будет, если оживут все сказочные герои?
Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
Что будет если всегда будет светить солнце?
Что будет если фея исполнит заветное желание?
Дети отвечают по очереди, стараемся не перебивать друга.
2) «Угадай, кто зовёт»
- развить слуховое восприятие
Давайте мы с Вами встанем в круг, фея выберет ведущего и он встанет в центре. Фея выбрала Марию. Мы с феей завяжем Маше глазки, а все остальные будут называть твое имя, ты будешь угадывать кто тебя зовет. Уточняю у ребенка понятно ли ему что нужно делать, если не понятно, проговариваю еще раз, если снова не понятно, показываю пример.
3) Физкультминутка
- учить повторять движения
«Каблучок» Железновы. Повторяют за мной упражнения сложности, соответственно возрасту
4)Дидактическая игра «Родственные слова»
- Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Мы с феей будем бросать Вам волшебный мяч, к кому он попадет, будет называть родственные слова, например – мама, мамочка, мамулечька ; цветок-цветочек и тд
5). Пальчиковая гимнастика
-развивать моторику, подготовка к рисованию
Шагают пальцами обеих рук по столу.
Пожимают плечами.
Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.
Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет.
Мама в дом войдет и ахнет:
- Чем у нас в квартире
пахнет?
- Много чем, - ответим маме. -
-Раз – горелыми блинами,
Два – разбитыми духами,
Три – штанами в рыбьем
жире…
Мама скажет: - А четыре –
Пахнет стиркой и уборкой.
А еще хорошей поркой!
6) Мир музыки, воображения, фантазии и рисования:
- развивать музыкальный слух, воображение, эмоциональность
- узнавать новые факты, слова
- узнавать новый метод рисования
-показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно- образной выразительности.
- Развивать чувство цвета и ритма
Сейчас мы с феечкой расскажем Вам про очень известного композитора Антонио Вивальди :
Антонио Вивальди - выдающийся итальянский композитор, дирижер и педагог; скрипач-виртуоз, а также католический священник; создатель жанра инструментального концерта. Родился в Венеции 4 марта 1678 года в семье скрипача капеллы Святого Марка. С детства уроки музыки давал будущему музыканту как раз отец. В возрасте 15 лет он был принят в монахи, а еще через десять лет посвящен в духовный сан. Отец привлек Антонио к работе в своей капелле, которую тот позже возглавил. В церкви будущий композитор прослужил недолго, так как его манила музыка.
У четы Вивальди было шестеро детей, старшим из которых был Антонио. В детстве он увлекался игрой на клавесине и скрипке. Ссылаясь на плохое самочувствие, он часто оставался дома и репетировал. С 1703 года он работал учителем музыки по классу скрипки в Венецианском доме сиротВ 1716 году он был назначен концертмейстером оркестра «Пьета». Между тем, каждый год он успевал писать по одной опере и общественная слава о нем росла.
В 1740 году композитор уехал навсегда из Венеции и поселился в Вене. Через год, покинутый и забытый всеми, он умер. Творческое наследие музыканта составляло более 19 опер и 700 других опусов. Главным в его творчестве оставался жанр инструментального концерта.
Мы с Вами будем слушать прекрасное произведение, которое называется «Времена года. Весна» и будем рисовать. Кто помнит, какой скоро будет праздник (дети отвечают) – правильно праздник мам и бабушек, рисовать мы с Вами будем платье для мамочки.
Выдаются листы (с изображением платья) по количеству детей, ватные палочки –по количеству красок на каждого ребенка, гуашевые краски – одна упаковка на один стол.
Показываю как держать палочку, что одна палочка для одной краски, показываю как надо рисовать.
Подсказываю если кто-то недопонял задание. Слежу, чтобы все правильно держали инструмент и правильно наносили краску на рисунок, не залезали за линию.
Слушаем Вивальди и рисуем.
III. Заключительная часть
Мне очень понравилось, как мы с Вами сегодня поработали. Мы нарисовали чудесные платья для мамочек, послушали прекрасные мелодии, познакомились с новым композитором, узнали много нового. Феечка мне сказала на ушко, кто сегодня был самым внимательным – это Мишенька, еще сказала, кто самый аккуратный – это Кирочка, про каждого ребенка говорю что-то хорошее.
А теперь Вы расскажите мне и феечке что Вам запомнилось, какая игра больше всего понравилась.
Феечка говорит, что нам пора обратно в садик, звучит колокольчик, закрываем глазки – открываем и мы вернулись обратно в группу. Феечка прощается, улетает в сказку, дети прощаются с феечой.
Работа с родителями:
Прослушать дома композицию А. Вивальди «Времена года. Весна.» Рассказать друг другу какое чувство вызывает композиция, быстрая мелодия или медленная, веселая или грустная.