Вельменко Елена Ивановна
Динамические паузы в работе воспитателя с незрячими и слабовидящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность представляет собой основу становления гармонично развитой личности, закладывает резервы здоровья, физической выносливости, эмоционально-волевые качества личности, обеспечивает общее психическое её становление. Так происходит интеграция двигательного и общего психического развития. Не случайно многие известные психологи и педагоги утверждали мысль о том, что интеллектуальное развитие напрямую зависит от двигательного (Ж. Пиаже, М. Ибука, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, М. Монтессори и др.). В частности, японский исследователь Масару Ибука считает, что развитие одаренности ребенка до 3-х лет прямо пропорционально двигательному. Можно утверждать: чем больше и правильнее, соответственно возрасту и природе, двигается ребенок, тем активнее он развивает мыслительные процессы (сравнение, противопоставление, конкретизацию и обобщение, механизмы воображения, тем быстрее и активнее развивается его речь. Отметим, что такие выдающиеся новаторы в области образования, как Г. Гарднер, Д. Эйрес, Р. Штайнер, М. Фелденкрайз, Г. Долман, Н. Кефард и многие другие, признавали важнейшую роль движения в процессе познания и личностного становления человека[2].
Публикация «Динамические паузы в работе воспитателя с незрячими и слабовидящими детьми» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Для детей с особенностями зрительного восприятия недостаток движения несет в себе гораздо большую опасность, нежели для детей с сохранным зрением: нарушаются осанка (особенно в период подросткового возраста, когда рост скелета опережает рост мышечных тканей, походка, функция равновесия, координация, точность, скорость и ритм движений. Эти нарушения отрицательно влияют на общее состояние органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, приводят к снижению работоспособности и быстрой утомляемости. В личностном плане слабовидящие и незрячие дети нередко неуверенны в себе, нерешительны, не верят в собственные силы. Длительное сидение за партой в напряженной позе вызывает торможение определенных участков коры головного мозга, утомление глаз, застой крови в ногах, в области таза, живота, неблагоприятные изменения в положении позвоночника, грудной клетки [1]. Физические упражнения вызывают возбуждение в других участках коры головного мозга, что создает возможность кратковременного отдыха тех участков, в которых во время учебных занятий происходит раздражение. Улучшая кровообращение и снижая напряжение мышц, динамическая пауза способствует повышению успеваемости и улучшению здоровья детей.
В организации двигательной активности детей с нарушениями зрения исключительное значение имеет не только организация оздоровительной работы в ходе учебного дня и уроков физкультуры, но и ее реализация в ходе режимных моментов. Р. Н. Азарян называет это направление работы физкультурно-оздоровительными мероприятиями, выделяя их в отдельную группу наряду с физкультурно-массовыми и спортивными [1].
Физкультурно-оздоровительные мероприятия (гимнастика до занятий, физ. минутки на уроках, самоподготовке, в ходе воспитательных мероприятий, прогулки, пребывание на свежем воздухе) направлены на создание определенного жизненного тонуса у незрячих и слабовидящих детей и снижение утомляемости, которая наступает значительно быстрее.
Особое место в списке необходимо отвести динамическим паузам в ходе образовательной и воспитательной деятельности, что обусловливается особенностями развития зрительного анализатора детей. Физическая нагрузка для тотально незрячих, незрячих с остаточным зрением и слабовидящих детей должна быть построена с учетом медицинских показаний каждого отдельно взятого ребенка. Таким образом, роль воспитателя в развитии зрительных функций слабовидящих детей исключительно ответственна и состоит в соблюдении режима охраны зрения.
Непрерывная зрительная нагрузка слабовидящих детей на близком расстоянии во время учебной деятельности всех видов должна составлять не более 10 минут для учащихся подготовительного и I-IV классов и не более 15 минут для средних и старших классов. Дети с остаточным зрением, обучающиеся по системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу в течение 5 минут 1-2 раза за урок [3].
При определении режима физических нагрузок для слабовидящих детей, в том числе и в ходе динамических пауз, под особый контроль берутся школьники, страдающие глаукомой, и в первую очередь те, у которых диагностирована такая ее разновидность, как гидрофтальм. Учащихся с таким заболеванием всегда легко определить, у них сильно увеличено глазное яблоко («на выкате», и если они не соблюдают режим физических нагрузок, то это приводит к резкому повышению глазного давления, характерному изменению в тканях глаза или даже к разрыву склеры [6]. Все это может привести к абсолютной слепоте.
Ограничение физических нагрузок необходимо также тем ученикам, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как микрофтальм, отслойка сетчатки, некоторые виды атрофии зрительного нерва.
Всем этим учащимся запрещается подъем тяжестей, резкие наклоны головы и туловища.
Для тотально незрячих детей динамические паузы не менее важны. Процесс письма по Брайлю – это физически непростое занятие: плотность бумаги составляет в среднем 150 г/м3, что немногим меньше, чем у листа картона, а количество отверстий, которое нужно проколоть грифелем для одной буквы брайлевского алфавита, составляет в среднем 3. Также, при переписывании из книги, незрячий ученик утомляется в ходе запоминания предложений перед его написанием, что обусловлено также спецификой методики: вначале необходимо прочитать предложение, а потом записывать по памяти [6]. Таким образом, при долгом письме дети сильно устают: меняется поза за партой, болят мышцы кисти и предплечья, внимание становится рассеянным.
Динамические паузы в ходе самоподготовки, воспитательных мероприятий должны существенно отличаться от уроков физкультуры. Увлекательные и доступные по своей форме, они должны отвечать основной цели –обеспечивать активный отдых учащихся и укреплять их здоровье.
При организации и проведении динамических пауз можно широко использовать различные методы:
Фронтальный –одновременное выполнение упражнений всеми учащимися.
Парный (как разновидность фронтального, когда упражнения выполняются с партнером.
При составлении пар необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: на начальном этапе –сильный со слабым, слабовидящий с незрячим; по мере усвоения материала – незрячего с остаточным зрением с тотально незрячим, слабовидящего со слабовидящим, и только по мере совершенствования пройденного материала –незрячего с незрячим. В каждом отдельно взятом случае воспитатель решает сам, каким образом составить пару, учитывая индивидуальные особенности, степень нарушения зрительного анализатора, состояние здоровья.
Групповой метод заключается в разделении детей на две группы, которым предлагают различные задания, затем эти группы меняются. Применяется чаще всего при использовании хорошо изученного материала.
Круговой метод представляет собой выполнение упражнений в группах по кругу. Для незрячих и слабовидящих учащихся младших классов этот метод не всегда эффективен, поскольку подразумевает наличие навыков самостоятельного выполнения упражнений. Для детей старшего и среднего школьного возраста, имеющих эти навыки, круговой метод интересен, эмоционален и увлекателен [1].
Упражнения в динамических паузах должны обязательно включать потягивания, упражнения для рук и для ног. В упражнениях для рук необходимо включать сгибательные, разгибательные, хватательные движения, которые помогают расслабить кисти рук [5]. Ниже приводим комплексы примерных упражнений для динамических пауз, которые приводит в своей книге Р. Н. Азарян [1].
Комплекс №1 (выполняется сидя за партой).
И. п. -руки за голову, локти в стороны. Поднять локти вверх, прогнуться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
И. п. –сидя за партой, руки вытянуты вперед. Поворот туловища влево с одновременным движением рук за голову. Вернуться в и. п. То же движение в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
И. п. –ноги вытянуты, руки свободно опущены вниз. Встать, выпрямиться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
Комплекс №2
И. п. –сидя за партой, ноги вытянуты, руки за парте. Поднять руки вверх с полуповоротом туловища направо (вдох). То же в другую сторону. Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
И. п. –сидя за партой, руки на парте. Встать, руки за спину, наклон назад, прогнуться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
И. п. –сидя за партой, руки к плечам, кисти сжаты в кулак. Вытянуть раки вперед, пальцы широко разжать. Вернуться в и. п.
Комплекс №3 (выполнять стоя за партой).
И. п. -стоя за партой, руки к плечам, поднять руки вверх, прогнуться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
И. п. –стоя за партой, ноги на ширине плеч, руки за головой. Повернуть туловище влево (выдох). Вернуться в и. п. (вдох). То же в другую сторону. Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
И. п. –стоя за партой, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться влево (выдох). Вернуться в и. п. (вдох). То же в другую сторону. Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
Комплекс №4
И. п. –стоя за партой, руки на парте. Отвести руки за спину, прогнуться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). Повторить4-6 раз в медленном темпе.
И. п. -стоя за партой, руки на парте. Наклон вправо, правая рука за спину, левая за голову. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза в среднем темпе.
И. п. –стоя за партой, руки на поясе, глаза закрыты. Вращение головой вправо, затем влево. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
Автор рекомендует чередовать комплексы каждые две недели. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, медицинских показаний и противопоказаний, упражнения могут заменяться, адаптироваться под индивидуальные возможности.
Детям любого возраста нравятся малоподвижные игры в ходе физкультурных минуток, например, модификация для детей с особенностями зрительного восприятия всем известной игры «Ручеек», игра «Я говорю», «Правда-ложь».
«Ручеёк»
Водящий, как в оригинальной версии игры, не выбирается. Все дети делятся на пары (об основных принципах деления на пары мы говорили выше) и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Пара, стоящая первой, проходит через коридор, образованный поднятыми руками других пар, вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Вторая пара, оказавшаяся первой, повторяет тот же маршрут и т. д.
На начальном этапе очень важно правильно составить пары, объяснить условия игры. Педагог контролирует и корректирует ход игры.