Мария Логачева
Динамические игры-минутки по автоматизации изолированного звука
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Закрепление умения произносить поставленный звук раскатисто и длительно.
2. Развитие артикуляционной и общей моторики, речеслухового внимания, координации речи с движением.
3. Упражнение навыков основных движений, сопровождающихся правильным произнесением заданного звука посредством подвижной игры с правилами.
Игра «Автомобили»
Закрепление и автоматизация звука [Р].
Оборудование: 1. Игрушечный руль.
2. Колокольчик.
Публикация «Динамические игры-минутки по автоматизации изолированного звука» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры : Дети с учителем –логопедом сидят в кругу на ковре или на стульях. Все повторяют стихотворение:
Эмма Мошковская
Отойдите, я- машина!
И внутри меня пружина!
И с утра всегда она
На весь день заведена.
Учитель – логопед: - Надо завести моторы наших автомобилей.
Все произносят звук [ Р]
Один ребенок берет игрушечный руль и обегает сидящих в кругу детей,
четко произнося звук [ Р ]. По сигналу колокольчика ребенок
останавливается и передает руль следующему «автомобилю», а сам садится в
круг на его место. Игра продолжается, пока все дети не побудут
«автомобилями».
Игра «Змейка»
Закрепление и автоматизация звука [Ш].
Для этой игры не требуется оборудование.
Ход игры : Дети с учителем –логопедом сидят в кругу на ковре или на стульях. Все повторяют стихотворение:
Н. Чудинова
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала, бедная, уже,
А знает только букву Ш-ш-ше.
Первый ребенок – «змейка» обходит круг, произнося звук [ Ш ], и выбирает себе пару, обе «змейки» идут, держась за руки по кругу и «шипят». Дойдя до свободного места, первая «змейка» садится, а вторая выбирает пару себе. Игра продолжается, пока все дети не побудут «змейками».
Игра «Самолет»
Закрепление и автоматизация звука [С].
Оборудование: кубики, бумажный самолетик.
Ход игры : В кругу, или взявшись за руки дети с логопедом повторяют стихотворение А. Барто:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Встав за ограничительные кубики, дети по очереди пускают друг другу бумажный самолетик, проговаривая при этом звук [С].
Игра «Жук»
Закрепление и автоматизация звука [Ж].
Оборудование: стулья, игрушечный жук.
Ход игры : сидя в кругу на стульях проговариваем стихотворение:
С. Маршак
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Каждый ребенок «превращается» в попавшего в беду жука, лежа на ковре, на спине болтает в воздухе руками и ногами и «жужжит». Учитель-логопед «спасает жуков», подавая руку и помогая детям подняться на ноги.
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.
После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап : «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова», но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.
Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при Дислалии, Дизартрии и Ринолалии.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.
1. Автоматизация изолированного звука.
Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т. е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный, тактильный… «Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда на первых порах преимущественно пользуются зрительным анализатором, т. е. показывают ребенку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи мало или совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М. Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»). Т. е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: «Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ». Недостаточно просто произнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоваться аналогиями («сделай из зубов заборчик», или же имитируем движения рукой (вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенку теми же жестами и словами (которые называются «раздражители», как произнести этот трудный звук.
«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук, тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.
Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение логопедом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М. Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»). Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.
В этой связи мне захотелось сделать так, чтобы дети как можно чаще и с удовольствием захотели повторять поставленный звук снова и снова. Так возникла идея динамических игр-минуток : детям они понравились. Игры не занимают много времени и усилий со стороны логопеда, единственный минус, на мой взгляд, требуют больше свободного места, чем может предоставить стандартный логопедический кабинет, но и это решаемо - мы проводим их в группе. В идеале это задумывалось, как физкультминутки в подгрупповом занятии.