Власюк Марина Павловна
Дидактическое пособие «Волшебство в бутылочках». Коллекция сенсорных бутылочек для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебство в бутылочках». Коллекция сенсорных бутылочек для детей дошкольного возраста (с3 до 7 лет).
Разработала: воспитатель старшей - подготовительной группы Власюк Марина Павловна
Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности детского сада. Через исследовательскую деятельность ребенок познает окружающий мир.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебство в бутылочках“, Коллекция сенсорных бутылочек для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки из пластиковых бутылок
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дети очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и метод экспериментирования соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому я решила создать коллекцию сенсорных бутылочек
- «Волшебство в бутылочках».
«Волшебство в бутылочках» - эффективное пособие для обучения детей и формирования их познавательного интереса, стремления узнать что-то новое. Данное пособие замечательно подходят для релаксации, игра с ними способствует саморегуляции. Ведь иногда ребенку любого возраста хочется переключится и побыть наедине. Дети могут использовать сенсорную бутылку, когда они чувствуют беспокойство, перегружены, «заведены», а иногда бутылочки могут сделать минутку отдыха более интересной и полезной.
Игры с бутылочками дают возможность с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами, наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. А это значит, что во время игры происходит развитие сенсорных способностей детей.
Ребенок, играя с бутылочками, пробует описать происходящее, что слышит, что видит, задействуя, не только визуальное и слуховое восприятие, но и, обогащая словарный запас новыми словами прилагательными, глаголами.
Главное же достоинство данного пособия, считаю, в том, что оно дает детям возможность не только играть готовыми бутылочками, но и придумывать ее содержимое самостоятельно, используя при этом различные материалы, которые используются в быту. Благодаря этому «Волшебство в бутылочках» являются хорошим средством и для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста, они активизируют мыслительные процессы дошкольника, логику и память.
В результате работы с пособием «Волшебство в бутылочках» у ребенка развиваются личностные, коммуникативные, интеллектуальные, творческие качества. Данное пособие предполагает самостоятельный выбор ребенком материалов, возможность самому организовать пространство для экспериментирования, решения возникающих проблем, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Материалом для «Волшебных» бутылочек служат прозрачные пластиковые бутылки небольшого размера и в качестве наполнителей различные предметы. Чтобы игра с «Волшебными бутылочками» была безопасной для ребенка, лучше всего приклеить крышку к горлышку горячим клеем. Для изготовления данного пособия можно использовать разные наполнители: сухие и жидкие. В качестве сухого наполнителя можно использовать: песок, крупы, соль, декоративные камни и т. д. Жидкие наполнители: вода, жидкое мыло, растительное масло, глицерин.
Ребенок с увлечением смотрит, как притягиваются предметы к магниту, как вода образует пену, слушать звуки и удивляться сменяющейся картинке внутри бутылки. Бутылочка, наполненная сыпучим шуршащим и стучащим материалом, сама по себе источник познания для детей.
Ребенок, встряхивая бутылочку, слушает, рассматривает и наблюдает:
- силу тяжести. Мы знаем, что почти все вещи падают вниз. Скорость падения зависит от массы предмета и его размера. Например, в пустой бутылочке легкие бусины падают (пересыпаются) с меньшей скоростью, а предметы из стекла и пластмассы, которые находятся в густом мыле, стремятся вниз с большей скоростью;
- вращение. Сравните, как ведут себя бусины при встряхивании в пустой бутылочке и в бутылочке с водой (шум, скорость);
- порядок. При встряхивании бутылочки ее содержимое движется хаотично. Если бутылочка неподвижна, то порядок внутри нее снова восстанавливается. Это можно понаблюдать в бутылочке, которая наполнена водой, паетками и отрезками серпантина. Паетки всегда стремятся вниз, а серпантин вверх (подумайте, с чем это связано);
- образование пены. Потребуется немного воды и жидкого мыла. При встряхивании в бутылочке образуется пена;
- плотность жидкостей. В бутылочке, в которой налита вода и растительное масло, масло всегда находится над водой, из-за разности плотности;
- наблюдательность. В бутылочке с крупой или мелкими макаронами можно найти различные мелкие предметы.
- причину и следствия. В зависимости от того, насколько сильно мы наклоняем бутылочку, меняется скорость перемещения наполнителя;
- различия и сходства. Независимо от того, что находится в бутылке: песок, вода, крупа и прочее - все найдет путь вниз, но по-разному, и с разной скоростью. Одни вещества пересыпаются, переливаются сами, для других, чтобы они пересыпались, приходится применить силу, то есть, потрясти бутылочку.
Таким образом:
«Волшебство в бутылочках» - это:
- захватывающая игра, участники которой могут повеселиться, расслабиться и получить удовольствие от самого процесса и массу положительных эмоций;
- игра, позволяющая лучше узнать себя, получить опыт коллективного взаимодействия;
- сенсорная информация;
- развитие речевых центров мозга;
- развитие познавательной активности дошкольников.
«Волшебство в бутылочках»
(описание наполнения)
1. «Вьюга»
Состав: Вода, глицерин (1бутылёк) можно заменить 2-3 столовыми ложками растительного масла. Синяя гуашь, блёстки, декоративные камушки для аквариумов.
2. «Море»
Состав: вода, глицерин, песок синего цвета и ракушки.
3. «Море с осьминожкой»
Состав: Вода, глицерин, блёстки, синяя гуашь, осьминожка.
Осьминожку делаю из прозрачного целлофана. Вырезаем квадрат, складываем пополам и ещё раз пополам. Далее ниткой отделяем верхний целый уголок, это будет голова. Нитки сильно не затягиваем. Далее необходимо наполнить голову водой, раздвинув края и подставив под струю из под крана. Вот теперь затягиваем нитки. Не делайте голову слишком большой, не пройдёт через горлышко. Далее помещаем нашу осьминожку в наше «море», бутылочку.
Совет: сначала необходимо навести желаемый цвет, а уж потом добавлять блёстки и всё остальное.
4. «Угадай – ка»
Состав: разнообразные крупы.
5. «Пенная»
Состав: вода (1/4бутылочки, мыльное средство.
6. «Найди – ка»
Состав: рис, разнообразные мелкие игрушки.
7. «Полюбуйся»
Состав: Вода, глицерин, арбизы.
8. «Полюбуйся»-2.
9. Состав: Вода, глицерин, блёстки, пайетки, цветные резиночки для плетения.
10. «Магнетизм»
Состав: Вода, глицерин, блёстки или бисер, кусочки проволоки для творчества (которая сверху покрыта ворсинками или нитками).
Вместо блёсток и пайеток можно мелко нарезать мишуру, можно взять бусинки или бисер, ленточки, игрушки из «киндер» яиц, мелкий конструктор, пуговицы. Можно сделать тематические бутылочки. Как видите в состав можно добавить все, что имеется под рукой.
Почему везде добавляется глицерин? Он замедляет скорость оседания предметов, и наблюдать становиться интереснее.
Теперь расскажу, как можно применять данные бутылочки.
Во первых, с ними со всеми можно экспериментировать.
Во вторых глядя на «волшебство» в некоторых бутылочках можно расслабляться.
Бутылочками «Угадай – ка», можно взбодрить ребёнка, дать ему пошуметь. А можно и сконцентрировать, пошуметь двумя бутылочками с разным наполнением попросить, чтобы он запомнил звуки, издаваемые ими, а потом ребёнок с закрытыми глазами должен угадать какой именно бутылочкой вы шумите.
«Магнетизм» - даём ребёнку магнит, он подносит его к бутылочке, и о чудо, проволока магнитится через бутылочку, и если ребёнок будет водить магнитом по бутылочке, проволока будет внутри двигаться следом.
«Найди –ка». Бутылочку можно использовать как шумелку, но главная её задача научить ребёнка находить предметы. Предметы фотографируются заранее. Далее распечатываем фотографии на одном листе и просим ребёнка, либо в хаотичном порядке, либо задаем алгоритм, найти предметы. Необходимо дать ребёнку жетончики, или подходящие предметы, для того что бы он закрывал на листе то что уже нашёл. Детям помладше можно предложить просто находить предметы и называть их. Либо уменьшить количество предметов, которые им необходимо найти.