Юлия Полежаева
Дидактическое пособие «Тактильные перчатки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие "Тактильные перчатки"
Учитель-дефектолог: Полежаева Юлия Владимировна
Цель: развивать тактильное восприятие у дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Задачи:
- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
Публикация «Дидактическое пособие „Тактильные перчатки“» размещена в разделах
- Варежка. Игры, дидактические пособия
- Варежки, перчатки, рукавички
- Дидактические игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения.
Описание
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР часто не проявляют интереса к окружающему миру, не стремятся тактильно обследовать предметы, у них нарушены представления о собственном теле. Чтобы помочь детям с ТМНР развивать тактильное восприятие, а тем самым лучше познавать мир, было разработано пособие «Тактильные перчатки».
Для изготовления пособия необходимы перчатки двух размеров: взрослые и детские. На каждую пару перчаток (взрослую и детскую) пришивается свой тактильный материал, на тыльную сторону приклеивается аппликация из ткани, которая символизирует ассоциацию с данным видом тактильного материала.
Использование
Взрослый надевает перчатку и знакомит с ней ребенка. Например: «Это ёжик. Он хочет поиграть с тобой». Затем педагог проводит тактильной перчаткой по частям тела ребенка, при этом сопровождая своё действие стихотворением. Для каждого вида перчаток подобрано стихотворение, которое является игрой-массажем. В конце акцентирует внимание на свойстве данной перчатки. Например: «Это колючая перчатка».
Для детей, не имеющих тяжелых двигательных нарушений, используется детская перчатка. Ребенок надевает перчатку на руку и осуществляет самомассаж. Стихотворение при этом проговаривает взрослый.
Еще одним способом использования тактильных перчаток являются дидактические игры. Ребенок ощупывает взрослую перчатку и находит детскую перчатку с такой же фактурой. На первом этапе с помощью зрительного анализатора, на втором этапе ребенок может искать перчатку с завязанными глазами или в волшебном мешочке/коробке.
Игра-массаж «Ёжик» (колючая перчатка)
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Проводить перчаткой сначала по пальчикам, затем по всей руке
Игра-массаж «Жучок» (перчатка с бусинами)
Этот маленький жучок по траве гуляет,
Травку сочную найдёт и её кусает.
Этот маленький жучок, по кустам гуляет,
Листик сладенький найдёт и его щипает.
Этот маленький жучок по ветвям гуляет.
Этот маленький жучок выше залезает.
Он не будет нас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать!
Проводить перчаткой по ножкам, затем по ручкам, в конце – по голове ребенка. Легко пощипывать кожу
Игра-массаж «Лошадка» (перчатка с мягкими шариками)
Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.
Всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать»по спинке и по ручкам ребёнка
Игра-массаж «Кошка» (перчатка с мехом)
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, кошку я нашла!
Она по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.
По ручке она до плеча доползает,
И шейку кошка очень нежно ласкает.
Куда побежит - интересный вопрос.
Она прибежала на маленький нос!
Потом эти ушки она гладить хочет,
Одно и другое немножко щекочет.
Но кошечке надо теперь отдыхать,
Она убежала чуть-чуть полежать.
Проводить перчаткой в соответствии с текстом
Игра-массаж «Змейка» (кожаная перчатка)
Змеи ползать лишь умеют,
Плавают еще быстрее.
Жабок, рыбок и зверушек
Мелких очень любят кушать.
На людей не нападают,
Разве только защищаясь.
Они жалят и кусают.
Пусть об этом каждый знает.
Этот злой народ лесной
Пусть обходит стороной.
Проводить перчаткой по рукам и ногам ребенка. Пощипывать кожу.
Игра-массаж «Репей» (перчатка с липучками)
По дороге на ручей на меня напал репей.
За штанину уцепил, к речке дальше не пустил.
Три часа я с ним сражался, еле-еле оторвался.
А бессовестный репей вновь на курточке моей.
Прилепился и на мне едет, словно на коне.
Захватил меня он в плен от панамки до колен.
Проводить перчаткой сначала по ногам, затем по рукам.
Игра-массаж «Трактор» (перчатка с молнией)
Ехал трактор по лугам,
По ботинкам и ногам,
По стене и по двери,
По Москве и по Твери.
Через север на восток,
Через коврик на мосток,
В эту сторону и ту
По собаке и коту,
По коленям и рукам,
По спине и по бокам.
Проводить перчаткой в соответствии с текстом
Игра-массаж «Мячик» (перчатка с резиновыми пупырышками)
Скачет мячик прыг да скок,
Скачет мячик на порог.
Скачет десять раз подряд
От ладошки и назад.
Проводить перчаткой от ладони до плеча
Игра-массаж «Гусеница» (перчатка с шнуром)
Листья, зелень, травку ли –
Съела всё внизу
И, цепляясь лапками,
Вверх теперь ползу.
Проводить перчаткой снизу вверх
Игра-массаж «Мочалка» (перчатка с мочалкой-розочкой)
Я мочалку намочу,
Мыльцем я ее натру.
Быть я чистеньким хочу,
Рано-рано поутру.
Вымою я ручки, ножки,
Спинку, левый, правый бок.
И животик тру немножко,
Чтоб сверкать, он тоже мог.
Проводить перчаткой по телу ребенка в соответствии с текстом