Папки-передвижки

Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок»

Наталия Суслова
Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок».

Цель: обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

*развивать у детей творчество, фантазию, воображение, наглядно-образное мышление, речевую и творческую инициативу, диалогическую и монологическую речь;

Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Волшебный сундучок“» размещена в разделах

*формировать умение анализировать и описывать систему связей любого объекта окружающего мира, его назначение, динамику развития в определенный отрезок времени, признаки и строение;

*закреплять, систематизировать и обобщать ранее полученные знания, делать выводы;

*совершенствовать умение слушать и слышать друг друга, эмоционально-доброжелательно относиться к окружающим, преодолевать чувство скованности, застенчивости.

Описание пособия.

Дидактическое пособие – это дидактический модуль, имеющий форму куба или коробки. В данном случае задействованы только три стороны:

1 блок – дидактическая игра «Волшебный телевизор»;

2 блок – дидактическая игра «Часики»;

3 блок – дидактическая игра «Картинная галерея».

(В дальнейшем при разработке следующих игр можно использовать остальные стороны-экраны.)

1 блок.

Дидактическая игра «Волшебный телевизор».

1 блок предназначен для составления описательных рассказов, используя признаки, представленные в виде картинок и зрительных символов с учетом изменения объекта во времени и пространстве. Данный блок основан на методике ТРИЗ и является непосредственно системным оператором. Это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса, в данном случае, у детей, позволяющий им выявлять причинно-следственные связи и закономерности вещей. Он не просто развивает фантазию детей, а развивает умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, видения единства всего, что окружает детей. Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае - значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Поэтому необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь настоящего с будущим. Данная игра основана на принципах сотрудничества, ставит педагогов и детей в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая у них веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

«Волшебный телевизор» состоит из девяти экранов:

Где 1 – это сама система, рассматриваемый объект в данный момент времени, то есть в настоящем;

2 – подсистема, составные части самой системы в настоящем;

3 – надсистема, пространство более широкого значения, частью которого является изучаемый нами объект (система, в настоящем.

4, 5, 6 – это прошлое нашей системы (рассматриваемого объекта) :

4 – (система) то, чем был наш объект в прошлом, раньше;

5 – (подсистема) составные части, свойства уже того предмета, который в прошлом;

6 – (надсистема) частью чего является объект в своем прошлом.

7, 8, 9 – это будущее нашей системы (изначально рассматриваемого объекта) :

7 – (система) то, чем будет наш первоначальный объект в будущем, что с ним может произойти и почему;

8 – (подсистема) из чего состоит объект из будущего, его составные части;

9 – (надсистема) частью чего будет или может являться объект, который уже в будущем.

(Есть еще понятие «антисистема» - это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему. В данном игровом блоке не заостряется внимание на этом. Детям только дается представление о таком понятии. В силу своих особенностей дети при составлении рассказа могут упоминать об этом по своему желанию.)

Пример: зимнее дерево.

Настоящее:

1 - Дерево – высокое, без листьев; всего скорее это зима (сама система).

2 – Есть ствол, ветки, веточки, на них – почки, в земле находятся корни (подсистема).

3 – Дерево – это растение, часть природы (надсистема).

Прошлое:

4 – Раньше оно было одним из множества семян на другом дереве. После семечко упало на землю, его полил дождь, и из него выросло опять дерево (система).

5 – Дерево с маленькими семенами на ветках (подсистема).

6 - Часть природы, растение (надсистема).

Будущее (один из вариантов) :

7 – Дерево срубят, распилят на доски и сделают стол (система).

8 – У стола есть ножки и столешница (подсистема).

9 – Стол – это мебель, он будет стоять у кого-нибудь в доме, и дети будут сидеть за ним и рисовать (надсистема).

Таким образом, порядок рассмотрения экранов - 5, 2, 8; 4, 1, 7; 6, 3, 9. Этот порядок дает наиболее полное описание системных характеристик прошлого и будущего. В основе системного рассматривания любого предмета (живого или неживого объекта) лежат следующие мыслительные действия:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

- определяется подсистема объекта (из чего состоит);

- определяется надсистема объекта (по месту нахождения объекта);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «Волшебный телевизор» со схемами и зрительными символами.

Описание элементов игры:

*непосредственно «Волшебный телевизор» с 9 экранами и изображенными на них символами;

*карточки с изображением различных предметов и объектов;

*чистые карточки, на которых дети могут рисовать все составляющие части рассматриваемого объекта в настоящем, прошлом и будущем и размещать их в нужных экранах.

Игровое действие – составление «Волшебного телевизора». Оно может сопровождаться словесным восстановлением по стихотворению: «Что-то» автор М. С. Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Ход и правила игры.

1 вариант.

Игроков может быть любое количество. Дети совместно с воспитателем рассматривают карточку с нарисованным на ней объектом, описывают его, рассказывают о его прошлом и будущем. Рисуют соответствующие картинки и размещают их в нужных экранах.

2 вариант.

Дети делятся на две команды (или три, если количество играющих будет большим). Выбирается карточка с объектом, каждая команда самостоятельно выполняет все задание: описывает настоящее, прошлое и будущее выбранного объекта, рисует необходимые картинки. Начинает рассказ команда, закончившая первой выполнение задания. В случае возникновения паузы в рассказе, происходит переход хода другой команде (то есть продолжает рассказ другая команда).

Победителем считается та команда, которая допустила меньшее количество заминок в рассказе или вообще не допустила ни одного перехода хода.

2 блок.

Дидактическая игра «Часики».

2 блок формирует умение придумывать загадки по предметным картинкам, по представлению или по предметам и отгадывать их, используя схемы со зрительными символами.

Описание дидактического блока.

«Часики» разделены на 12 секций, на данный момент задействованы 8 из них. Свободные поля необходимы для развития творчества детей, чтобы в дальнейшем они сами придумывали подсказки – картинки для отгадывания задуманного предмета.

Последовательность секций и описания задуманного предмета.

1 – Что вижу? (зрительный образ) : форма, цвет (одноцветное или разноцветное, величина.

2 – Что чувствую? (обоняние) : наличие или отсутствие запаха;

3 – определение съедобности или несъедобности предмета, затем вкуса (если предмет съедобен);

4 – определение качественных характеристик предмета (тактильные ощущения) : мягкий, твердый, колючий и т. д.

5 – Определение: живой или неживой объект (если неживой - из какого материала сделан).

6 – Где можно увидеть предмет? (его месторасположение в помещении).

7 – Что этот объект может делать?

Что с этим предметом можно делать?

8 – Из каких частей, деталей состоит данный объект?

Ход и правила игры.

1 вариант.

Дети рассаживаются полукругом, воспитатель задумывает предмет, находящийся в том же помещении, где происходит игра. Чтобы отгадать предмет, дети по очереди задают вопросы, состоящие из 2-3 слов, опираясь на зрительные символы, расположенные на «Часиках». Ведущий может отвечать только «Да» или «Нет». Выигрывает тот ребенок, который верно определил задуманный водящим предмет. Если отвечающий торопится и неправильно отгадывает предмет, то получает штрафную фишку. В конце игры дети, получившие штрафы, выполняют задания. Например, отгадывают загадку, показывают пантомимой какой-либо предмет и т. д. В начале ознакомления с игрой, воспитатель сам дает задания. Затем дети самостоятельно придумывают их.

2 вариант.

Количество игроков может быть любое, но не менее трех. Ведущий выбирается считалкой, жеребьевкой и т. д., остальные делятся на две команды. Дети из каждой команды по очереди задают водящему вопросы в определенной последовательности, опираясь на зрительные символы. (Эта последовательность в дальнейшем поможет детям легче освоить описательные рассказы по предметам). Выигрывает та команда, которая первой правильно назовет задуманный предмет. Проигравшая команда выполняет задание.

Пример: ведущий задумывает предмет – часы, висящие на стене в комнате.

Дети – Это круглое?

Вед. – Нет.

Дети – Это квадратное?

Вед. – Да.

---

Дети – Это белое?

Вед. – Нет.

Дети – Это синее?

Вед. – Нет.

Дети – Это разноцветное?

Вед. – Да.

---

Дети – Это большое?

Вед. – Нет.

Дети – Это маленькое?

Вед. – Нет.

Дети – Это среднего размера?

Вед. – Да.

---

Дети – У предмета есть запах?

Вед. – Нет.

Дети – Это съедобное?

Вед. – Нет.

---

Дети – Это мягкое?

Вед. – Нет.

Дети – Это твердое?

Вед. – Да.

---

Дети – Это живое?

Вед. – Нет.

Дети – Это деревянное?

Вед. – Нет.

Дети – Это пластмассовое?

Вед. – Да.

---

Дети – Это находится на полу?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на потолке?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на стене, где окно?

Вед. – Нет.

Дети – Это находится на стене, где полки?

Вед. – Да.

---

Дети – На этом можно рисовать?

Вед. – Нет.

Дети – Это можно открывать и играть с ним?

Вед. – Нет.

Дети – На это можно только смотреть?

Вед. – Да.

---

Дети – На нем есть буковки?

Вед. – Нет.

Дети – На нем есть цифры?

Вед. – Да.

Дети – У него есть стрелки?

Вед. – Да.

---

Дети – Это часы.

3 блок.

Дидактическая игра «Картинная галерея».

3 блок способствует составлению творческих рассказов от лица определенного живого или неживого объекта, изображенного на иллюстрации, репродукции картины и рассуждение от лица этого персонажа, личной симпатии и эмпатии, что способствует развитию индивидуальных способностей детей.

Ход и правила игры.

1 вариант.

Игроков может быть любое количество. Вывешивается сюжетная иллюстрация. Дети выбирают себе роли: кем они хотели бы быть, если были бы частью этой картины. Персонажи могут быть любые: как живые объекты, так и неживые. Каждый игрок рассказывает о своем персонаже от первого лица, рассказ состоит из 4-8 предложений. Первый рассказывающий определяется считалкой или жеребьевкой. Переходом хода к следующему игроку считается упоминание в предложении другого персонажа. Именно тот продолжает игру. Окончанием игры считается, когда все дети составили рассказ о своих персонажах. Если желающих играть большое количество, то будет уместным провести игру в измененном варианте.

2 вариант.

Выбирается ведущий – экскурсовод, остальные делятся на две команды. По жеребьевке, считалке и т. д. определяется, какая команда будет представлять картину в музее, а какая – посетителей. Ведущий начинает рассказ и как только называется персонаж, который выбран, - рассказ продолжает ребенок, взявший на себя данную роль. Дальнейшие переходы ходов могут быть как по инициативе самих детей, если в последнем предложении указывается следующий персонаж. Если же ребенок просто рассказывает о своем объекте, то по окончании такого рассказа, переход хода выполняет ведущий, указывая следующего. Когда все дети расскажут о своих персонажах, команды меняются местами, выбираются и новая картина, и новый ведущий. Экскурсия по картинной галерее продолжается.

Пример: иллюстрация к сказке В. Сутеева «Мешок яблок» (часть диалога).

- Я – сорока - белобока, красавица из красавиц. Перышки все у меня такие красивые и блестящие. Кончики крылышек черненькие, клювик острый, хвостик длинный и белый фартучек. Только жалко, что яблока мне не досталось, вот и смотрю на него.

- А я – яблоко сочное да румяное. Вот какое кругленькое да хорошенькое. Один бочок у меня желтый, а другой красненький. Совсем спелое, сладкое да хрустящее. Люблю пользу приносить – пусть меня кушают. Заяц всем яблоки раздавал и белочку угостил.

- Я – веселая белочка. Хвостик у меня пушистый-пушистый, шкурка рыженькая гладенькая, мягонькая. А животик беленький. На ушках у меня кисточки. Я люблю бегать, лазить и прыгать по деревьям. Еще нравится в догонялки играть. Я очень быстрая, меня никто не догонит. Вот сейчас я около зайца сижу, а только что спрыгнула с березы …

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Математический сундучок»Дидактическое пособие «Математический сундучок» В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного.

Дидактическое пособие по развитию и коррекции речи детей «Веселый паровозик» Актуальность. Слайд №2 Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения.

Дидактическое пособие по развитию речи «Стихи в картинках» мнемотаблицыДидактическое пособие по развитию речи «Стихи в картинках» мнемотаблицы Пояснительная записка Вводная часть: Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Дидактическое пособие «Волшебный цветок»Дидактическое пособие «Волшебный цветок» Пособие по сенсорному развитию “Волшебный цветок” Хочу предложить вашему вниманию пособие по сенсорному развитию, сделанное своими руками,.

Дидактическое пособие «Волшебный коробок» Первый вариант программы «Волшебный коробок» был опубликован в издании «Дошкольная логопедическая служба» книга 2 творческого центра сфера.

Дидактическое пособие «Волшебный ковёр»Дидактическое пособие «Волшебный ковёр» Дидактическое пособие «Волшебный ковёр» Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Волшебный сундучок Домовёнка Кузи» «Волшебный сундучок Домовёнка Кузи» Цель: Формировать умение у детей использовать в речи малые формы устного народного творчества. Программные.

Дидактическое пособие «Волшебный сказочный сундук»Дидактическое пособие «Волшебный сказочный сундук» Воспитатель человек творческий. Из любой, казалось бы не нужной вещи, из под рук педагога выходят замечательные, необычно красивые предметы.

Электронное дидактическое пособие по развитию речи «Сказка «Курочка Ряба» (ранний возраст) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №3 имени З. А. Космодемьянской.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок» Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок» Тема занятия: «Волшебный сундучок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 14 января 2019 в 22:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный сундучок»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Суслова (УИ 1111124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД