Виктория Морева
Дидактическое пособие «Волшебный коробок»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый вариант программы «Волшебный коробок» был опубликован в издании «Дошкольная логопедическая служба» книга 2 творческого центра сфера Москва 2008 году.
Предложенный вариант программы является улучшенным доработанным вариантом.
Много лет я работаю с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и знаю, что для них характерна несформированность звуковой речи, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Готовность этих детей к звуковому анализу и синтезу значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников, нередко наблюдаются отставания в лексико-грамматическом развитии, а в процессе обучения в школе часто выявляются признаки дисграфии и дислексии. К тому же, дети с диагнозом ФФНР, поступающие на обучение в логопедическую группу, имеют крайне неудовлетворительные навыки развития мелкой моторики руки. Известна закономерность: чем хуже развита мелкая моторика руки, тем более отстает в речевом развитии ребенок, тем больше вероятность проявления в начальной школе дисграфии и дислексии, а так же является значительной помехой для овладения навыками письма.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебный коробок“» размещена в разделах
Я стала задумываться, как можно объединить и решить эти проблемы. Используя программы Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» и Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», я поняла, что все проблемы детей с ФФНР намного легче будут решаться,если использовать тактильный анализатор, который часто применяется в работе со слабовидящими детьми и редко в работе с детьми с нарушениями речи.
Практика показала- если учебный материал в звуковом анализе и синтезе будет восприниматься ребенком не только в привычном слуховом и кинестетическим анализатором, но и тактильном, то учебный процесс станет легче и доступнее восприниматься этой группой детей.
Так возникла идея создания модифицированной программы «Волшебный коробок». Излагаемая в ней система коррекционного обучения рассчитана на детей 5-6 летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, в картине недоразвития речи которых превалирует несформированность звуковой стороны речи.
Дидактическое пособие «Волшебный коробок» это комплект палочек-спичек с отрезанными серными головками, которые лежат в разноцветных коробках. Они очень тонкие, их достаточно сложно взять со стола, что позволяет дополнительно увеличить нагрузку на мышцы руки ребенка.
Занятия из программы «Волшебный коробок» это часть фронтального занятия, органично вписывающиеся в используемые мною программы по обучению детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Их можно так же использовать и на подгрупповом и индивидуальном занятии. На начальном этапе (при прохождении гласных звуков и чтении открытых и закрытых слогов) потребуется около 5 минут занятия, а в дальнейшем до 10-15 минут
Главная цель, поставленная мною при создании этой программы - не допустить проявления у ребенка проявления дисграфии и дислексии.
Задачи, реализуемые в процессе обучения:
-развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
-развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой;
-развитие комбинаторных способностей (умение выкладывать разные слова из одного и того же набора букв);
-профилактика акустической, оптической и моторной форм дисграфии;
-дифференциация смешиваемых групп звуков;
-развитие умения трансформировать слова (из одного слова путем добавления, замены или перестановки буквы получать новые слова);
-обучение грамотному выкладыванию слов, используя звуко-слоговую схему слова;
-определение ударного слога в слове;
-обучение чтению с одновременным выкладыванием звуко-слоговых схем, с использованием «прочтения» пальчиками рабочей руки;
-закрепления правил написания слов;
-выкладывание слов с безударной гласной, после подбора проверочного слова;
-тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.
Проводя занятия по программе «Волшебный коробок», я использую общепринятые методические приемы:
-постепенное усложнении заданий;
-последовательность;
-систематичность;
-доступность даваемого материала;
-наглядность.
Рекомендуемый порядок прохождения звуков и букв: А, У, И, О, Э, Ы, П, Т, К, Х, М, Б, Д, Г,С, Н, З, В, Ф,Ш, Ж, Л, Р, Ц, Ч, Щ, Й. Букв Я, Е, Ё, Ю. Ь,Ъ. Далее идут задания на дифференциацию звуков.
Использование программы «Волшебный коробок», как части занятия, позволяет реализовать поставленные задачи. Уже через две недели занятий дети начинают читать, достаточно быстро овладевают грамотным выразительным чтением текстов, с использованием знаков препинания.
Можно рекомендовать использовать эту программу и с детьми без речевых проблем в программе подготовки к школе. Мною эта программа используется уже более 10 лет и доказала свою актуальность и эффективность в комплексном методе обучения детей грамоте и в профилактике дисграфии и дислексии.
Еще более эффективна программа «Волшебный коробок», если её во второй половине дня используют в своей работе воспитатели для закрепления пройденного материала.