Мария Хохрякова
Дидактическое пособие по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью камушков Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью камушков Марблс
Вся жизнь ребенка – это игра. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика и мыслительные операции развиваются именно в детской игре.
Как пишут педагоги-психологи, дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью и необычностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, оттенки, необычная форма, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью камушков Марблс» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Марблс. Игры с камешками
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения, это особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Оно представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета, формы и различные задания с ними.
Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «marbls» (то есть мраморные).
Игры с камушками могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности, но обязательно под контролем взрослого.
Цель данного пособия это развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук с помощью использования камушков Марблс.
Задачи пособия :
• расширять представления об окружающей действительности;
• развивать мелкую моторику, точность и продуктивность движений;
• развивать познавательную деятельность путем систематического целенаправленного восприятия количества, формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве, а также тактильно-двигательный, слуховой и зрительный анализаторы;
• осуществлять эмоциональное развитие и эстетическое воспитание ребенка;
• обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умений сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, выделяя существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
• расширять словарный запас; готовность к обучению грамоте.
А главное – способствуют развитию самостоятельности и инициативности детей.
Все эти задачи возможно решить и иным путем, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
В занятие может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно, их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Но несмотря на свою простоту и доступность этих камушков, только лишь в области математического развития можно использовать целый ряд разнообразных игр и упражнений:
1. Знакомство с камушками. Цель: познакомить с камушками, сформировать интерес к деятельности с ними, воспитывать бережное отношение и технику безопасности в работе с камушками.
2. «Лабиринты». Цель: научить выкладывать камушки по линии, закрепить счет, развивать интерес к деятельности с камушками
3. «Продолжи ряд». Цель: научить детей выкладывать последовательность, развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
4. «Выложи по контуру». Цель: научить выкладывать геометрические фигуры, цифры, узоры, развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, закреплять названия фигур, цифр.
5. «Расскажи какой?». Цель: закрепить понятия длины, ширины, высоты, закрепить порядковый счет, развивать сенсорные эталоны, воспитывать доброжелательное отношение.
6. «Помоги герою попасть в гости». Цель: закрепить понятие длины, количественный и порядковый счет, ориентировку в пространстве.
7. Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число, посчитать камешки используя порядковый и количественный счет.
8. «Веселый счет». Цель: закрепить количественный счет, развивать наблюдательность, мышление, внимание.
9. «Посчитай-ка». Цель: закреплять количественный счет, соотношение цифры и камушков, развивать мелкую моторику, мышление.
10. «Найди цифру, фигуру». Цель: закрепить название цифр, развивать внимание, мышление.
11. «Мухоморы на лужайке». Цель: закрепить количественный счет, соотношение цифры и камушков.
12. «Накормим птичек». Цель: закрепить количественный счет, соотношение больше, меньше поровну, развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук.
13. «Грустная тучка». Цель: закрепить количественный счет, соотношение больше, меньше, поровну, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
14. «Подари подарки». Цель: закрепить ориентировку на листе бумаги, количественный счет, развивать мышление, внимание.
15. «Муха в клетке». Цель: закрепить ориентировку на листе бумаги, направление движения, развивать логику.
16. «Крестики-нолики». Цель: развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику, мышление.
17. Составление математических примеров. Цель: учить решать примеры, развивать логику, внимание.
Новые технологии использования камушков Марблс позволяют добиться очень эффективных задач развития детей дошкольного возраста в разных областях познания. Данное пособие можно усложнять в зависимости от возраста детей и их интересов.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский