Бережная Наталья
Дидактическое пособие по основам безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРОДИЩЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
Авторская разработка многофункционального дидактического пособия по основам безопасности жизнедеятельности (безопасность дорожного движения) дошкольников 4-5 лет.
Разработала:
воспитатель МБДОУ «ГДС «Колокольчик»
Бережная Наталья Сергеевна
Городище 2023г.
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Публикация «Дидактическое пособие по основам безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Аннотация:
Дидактическое пособие кейс «Правила дорожного движения» представляет собой картонную коробку, обклеенную бумагой. На гранях коробки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
2. Описание пособия
Дидактическое пособие кейс «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание кейса пополнять и усложнять.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.
-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
-Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
- Развивать связную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать чувство ответственности.
В кейсе собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 13 развивающих заданий:
1. Кармашек «Азбука города» (стихи о дорожных знаках)
2. Кармашек «Дорожная азбука» (буква и стихотворение к ней)
3. Кармашек дидактическая игра «Внимание! Дорога!» (сюжетные карточки по ПДД)
4. Кармашек «Безопасный город»
5. Кармашек дидактическая игра «Правильно, не правильно» (карточки с ситуациями на дороге)
6. Кармашек «Лабиринты»
7. Дидактическая игра «Найди тень»
8. Кармашек «Станция технического обслуживания» (пазлы)
9. Кармашек дидактическая игра «Четвёртый лишний»
10. Кармашек «Загадки»
11. Кармашек «Полезные машины»
12. Кармашек «Транспорт»
13. Кармашек «Дорожные знаки»
14. «Советы светофора»
15. «Правила дорожного движения»
16. Многоразовые картинки «Найди нужный дорожный знак»
17. Кубик «Блума»
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о ПДД, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с кейсом позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Почему мы выбрали форму - кейс?
Кейс – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает кейс и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Кейс хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
4. И создание кейса - это просто интересно!
Приложение
1. «Азбука города».
Данный раздел представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
2. «Дорожная азбука»
Данный раздел представляет карточек, на страницах которых подобраны стихотворения и буквы.
3. Дидактическая игра «Внимание! Дорога!»
Данная игра состоит из карточек, где изображены дорожные знаки и иллюстрация к ним.
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь.
4. «Безопасный город»
Данный раздел представляет карточки отражающими дорожные ситуации. Детям как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, рассказать по ней дорожную ситуацию.
Цель: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах.
5. Дидактическая игра «Правильно, не правильно»
Дети рассматривают картинки, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет ситуацию.
Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
6. «Лабиринты»
Данная игра состоит из карточек с лабиринтами. Детям необходимо найти путь, это можно выполнить при помощи фломастера или усложнить – зрительно.
Цель: развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, воображение и глазомер у детей.
7. Дидактическая игра «Найди тень»
В состав игры входят картинки машинок и карточки с силуэтами этих же машинок.
Цель: развитие зрительного восприятия.
Ход игры: Перед началом игры рассмотрите картинки с силуэтами, на что они похожи.
К каждой форме нужно подобрать пару - машинку с таким же размером и внешними очертаниями.
8. «Станция технического обслуживания» (пазлы).
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Карточки с изображением четырёх видов транспорта, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой транспорт лишний. Оставшийся, транспорт назовите одним словом».
10. Загадки.
Данный раздел находится представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Ход игры:
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети».)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи».) и т. д.
11. «Полезные машины»
12. «Транспорт»
Данный раздел представляет карточки с изображением автомобилей.
Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
13.«Дорожные знаки»
Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
14. Советы светофора.
Данный раздел представляет картинку с советами от светофора.
Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу.
15. «Правила дорожного движения»
Данный раздел представляет картинку с правилами поведения на улице.
Цель: закреплять знания детей о правилах ПДД.
16. Многоразовые картинки «Найди нужный дорожный знак»
Данный раздел состоит из картинок, где изображены дорожные знаки и сюжетные картинки. Ребенку необходимо соединить при помощи фломастера подходящий знак с данной ситуацией.
Цель: закреплять знания детей о правилах ПДД.
17. Кубик «Блума»
Данная игра состоит из кубика «Блума» карточек с дорожными знаками. На гранях вопросы-задания:
- Почему знак называется запрещающим?
- Объясни, как называется этот знак?
- Придумай свой запрещающий знак.
- Назови дорожные знаки, которые ты знаешь.
- Предложи свой знак, который может что-то разрешить водителям транспорта.
- Поделись какие знаки ты видел (а) по дороге в детский сад (в магазин, запрещающие знаки и т. д.)
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
развивать мышление, память, сообразительность, речь.