Хапаева Лариса Борисовна
Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста (часть 3)
▼ Скачать +Заказ
Игровая ситуация «Автошкола».
Задачи. Познакомить детей с запрещающими дорожными знаками. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материал: дорожные знаки «Обгон запрещён», «Движение пешеходов запрещено», «Поворот запрещён».
Игра.
— Дети, приглашаю вас в нашу «Автошколу». Сегодня я хочу познакомить вас с новыми знаками.
— Водители, что общего у этих знаков? (форма, цвет).
— Какой формы знаки? (ответы детей).
— Какого цвета знаки? (ответы детей).
Публикация «Картотека „Правила безопасности дорожного движения“ для детей старшего дошкольного возраста (часть 3)» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
— Водители, знаки круглой формы, с красным кругом на белом фоне – это запрещающие знаки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь, что этот знак запрещает.
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
Олеся Емельянова
— Водители, что запрещает этот знак? (ответы детей).
— Движения пешеходов запрещено. Водители, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!
Олеся Емельянова
— Водители, что запрещает этот знак? (ответы детей).
— Обгон запрещён. Водители, послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение.
Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.
Олеся Емельянова
— Водители, что запрещает этот знак? (ответы детей)
— Поворот налево или направо запрещён. Итак, знаки круглой формы белого цвета с красной каймой запрещающие. Они защищают нас от опасности. Водители, вы запомнили запрещающие знаки? (ответы детей).
— Водители, сегодня занятие в Автошколе закончилось. До свидания!
Чтение стихотворения Вадима Семерина «Запрещается – разрешается».
Задача. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Вадима Семерина.
И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходит скорей вперёд
Ехать «зайцем», как известно,
Запрещается!
Уступить старушке место
Разрешается! Если ты гуляешь просто,
Все равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
Запрещается!
При зелёном даже детям
Разрешается!
— Дети, вы запомнили, что разрешается! (ответы детей).
— Разрешается быть примерным пешеходом, уступать старушкам место в транспорте, переходить дорогу на зелёный свет. Дети, а что запрещается? (ответы детей).
— Запрещается шалить на улице и мешать пешеходом. Запрещается проезжать в транспорте и не оплачивать свой проезд. Запрещается переходить дорогу на красный свет светофора. Дети, вы с этим согласны? (ответы детей).
— Дети, вспомним правила дорожного движения и поведения на улице (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила дорожного движения и поведения на улице.
Переходим дорогу только с взрослыми на пешеходном переходе («зебре») на зелёный свет светофора. Не забудем посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы.
Общественный транспорт на остановке ожидаем, правила поведения соблюдаем.
Не выбегаем на дорогу за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
Никогда не подходим и не садимся в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете встречаются злые люди, которые могут причинить нам вред.
Игровая ситуация «Автошкола».
Задачи. Познакомить детей с дорожными знаками сервиса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материал: дорожный знаки сервиса, игрушечные автомобили, игровые наборы: автозаправочная станция, автомойка, автосервис.
Игра.
— Дети, приглашаю вас в нашу «Автошколу». Сегодня мы с вами познакомимся с дорожными знаками сервиса. Знаки сервиса оказывают добрую услугу, помогают водителям в дороге. Итак, нас ждёт путешествие в автомобиле. Детям предлагаются игрушечные автомобили. Дети имитируют игровые действия.
— Водители, какая информация о сервисе вам нужна в дороге? (предположения детей).
— Предлагаю сначала позаботиться о нашем железном коне – автомобиле. Накормим его. Водители, чем питается наш железный конь? (ответы детей).
Педагог показывает дорожный знак.
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка!»
Олеся Емельянова
— Знак «Автозаправочная станция». Игровые действия детей на автозаправочной станции.
— Поел наш конь, путешествуем дальше. В дороге наш конь запылился. Что же делать? (предположения детей).
— Вижу впереди знак сервиса «Мойка автомобилей». Педагог показывает дорожный знак.
Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом!
Олеся Емельянова
Игровые действия детей на автомойке.
— Водители, а если наш конь заболеет, сломается, что делать? (ответы детей).
— Внимание, впереди знак «Техническое обслуживание автомобилей». Педагог показывает дорожный знак.
Ай-ай-ай! Какая жалость!
Что-то вдруг у нас сломалось.
Знак нам этот говорит:
«Здесь машинный Айболит!»
Олеся Емельянова
— Водители, предлагаю провести технический осмотр наших автомобилей. Игровые действия детей на автосервисе.
— Водители, чем похожи знаки сервиса? (ответы детей).
— Знаки сервиса прямоугольной формы, синего цвета. На белом фоне размещена информация о сервисе. Водители, вы запомнили эти знаки? (ответы детей).
— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!
Чтение рассказа. М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице».
Задачи. Закрепить знания детей о специальном транспорте. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.
Беседа.
— Дети, как вы думаете, что такое специальный транспорт? (предположения детей).
— Я прочитаю вам рассказ «Машины на нашей улице». В этом рассказе говорится о специальном транспорте. Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках – больной. Рядом с шофёром сидит человек в белом халате – врач или санитар. Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто её не задерживает. На ней ничего не написано. Но её ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как её не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везёт она длинную лестницу и навёрнутую на большую катушку пожарную кишку! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжёг! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»
Много проходит по нашей улице машин, и у каждой своё дело!.
Эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик – в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов. Есть и ещё одна машина «скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода. И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его. А то есть ещё машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он всё падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идёт по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.
Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берётся машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идёт эта огромная лейка, а из неё вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в гранёном стекле.
Вопросы к детям.
— Дети, о каком специальном транспорте вы узнали из этого рассказа? (ответы детей).
— Какой специальный транспорт вы видели на улицах нашего города? (ответы детей).
— Специальный транспорт – это транспорт, оборудованный специальной сигнализацией (сиреной, мигалкой, гудком). Это пожарные и полицейские машины, машины «Скорой помощи», машины по уборке города и технической поддержки.
Игровая ситуация «Автошкола».
Задачи. Продолжать знакомить детей с дорожными знаками сервиса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материал: дорожный знаки сервиса, игрушечные автомобили, игровые наборы: столовая, пункт медицинской помощи, гостиница.
Игра.
— Дети, приглашаю вас в нашу «Автошколу». Водители, продолжаем знакомство с дорожными знаками сервиса. Знаки сервиса оказывают добрую услугу, помогают водителям в дороге. Итак, нас ждёт путешествие в автомобиле. Детям предлагаются игрушечные автомобили. Дети имитируют игровые действия.
— Водители, какая информация о сервисе вам нужна в дороге? (предположения детей).
Педагог показывает дорожный знак.
— Водители, как вы думаете, что означает этот знак? (предположения детей).
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофёр, внимание!
Скоро пункт питания!
Олеся Емельянова
— Знак «Пункт питания». Предлагаю остановиться и покушать. Игровые действия детей.
— Путешествие продолжаем, Водители, о чём рассказывает нам этот знак. Педагог показывает дорожный знак (предположения детей).
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.
Олеся Емельянова
— Знак называется «Пункт первой медицинской помощи». Водители, если кому-то нужна медицинская помощь, посетите этот пункт. Игровые действия детей.
— Путешествие продолжаем. А это что за знак впереди? Педагог показывает дорожный знак (предположения детей).
Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
«Здесь гостиница стоит!»
Олеся Емельянова
— Знак называется «Гостиница». Водители, чем похожи знаки сервиса? (ответы детей).
— Какой они формы? (ответы детей).
— Какого цвета? (ответы детей).
— Знаки сервиса прямоугольной формы, синего цвета. На белом фоне размещена информация о сервисе. Водители, вы запомнили эти знаки? (ответы детей).
— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!
Примечание. Знаки сервиса постоянно висят в группе в игровых центрах соответствующей тематике.
Беседа «Азбука города».
Задачи. Упражнять детей в умении различать дорожные знаки. Развивать память, внимание, восприятие.
Игровой материал: дорожные знаки. Красный круг, красный треугольник, синий круг, два синих прямоугольника.
Беседа.
Азбука города
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случалась с тобою беда.
Ярослав Пишумов
— Дети, как вы думаете, что такое азбука города? (ответы детей).
— Азбука города – это дорожные знаки. Дети, а вы знаете азбуку города? (ответы детей).
— Какие дорожные знаки вы знаете? (ответы детей).
Педагог выставляет дорожные знаки, которые называют дети. Затем показывает дорожные знаки, о которых дети забыли, и просит напомнить, как называется знак.
— Дети, назовите, пожалуйста, запрещающие знаки? (ответы детей).
— Как мы отличим запрещающие знаки от других знаков? (Знаки круглой формы, с красным кругом на белом фоне – это запрещающие знаки).
— Дети, назовите, пожалуйста, предупреждающие знаки? (ответы детей).
— Как мы отличим предупреждающие знаки от других знаков? (Знаки треугольной формы, белого цвета с красной каймой – это предупреждающие знаки).
— Дети, назовите, пожалуйста, предписывающие знаки? (ответы детей).
— Как мы отличим предписывающие знаки от других знаков? (Знаки круглой или прямоугольной формы, на синем фоне – это предписывающие знаки).
— Дети, а какие прямоугольные знаки синего цвета вы ещё знаете? (Знаки сервиса).
— Назовите, пожалуйста, знаки сервиса (ответы детей).
— Дети, в дорожные знаки вас превращаю, поиграть приглашаю. Знаки выбирайте, в центр группы выбегайте. Дети выбирают один из знаков, выходят в центр группы.
С четырёх сторон группы висят условные обозначения.
— Дети, в нашем волшебном городе, дорожные знаки днём по улицам гуляют, ночью домой убегают. Запрещающие знаки живут в доме с красным кругом. Предупреждающие знаки в доме с красным треугольником. Предписывающие знаки в доме с синим кругом и синем прямоугольнике. А знаки сервиса в домике, где только один синий прямоугольник. Дети, всё понятно? (ответы детей).
Игровое правило:
день – дорожные знаки гуляют;
ночь – дорожные знаки домой убегают.
— Дети, вы готовы? (ответы детей).
— Внимание! День! Дети гуляют. Педагог контролирует, чтобы дети не бегали по группе.
— Ночь! Дети убегают в домики. Педагог проверяет, все ли знаки нашли свой дом.
Педагог предлагает детям поменяться знаками, игра повторяется.
Игровая ситуация «Велосипедист».
Задачи. Познакомить детей с дорожными знаками велосипедиста. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материл: дорожные знаки.
Игра.
— Дети, вы любите кататься на велосипеде? (ответы детей).
— Велосипед – это транспорт. Поэтому велосипедист должен соблюдать правила дорожного движения и знать дорожные знаки. Педагог показывает дорожный знак.
— Дети, это знак предупреждающий, запрещающий или предписывающий? (ответы детей).
— Почему вы считаете, что это знак запрещающий? (ответы детей).
— Этот знак запрещает движение велосипедов. Дети, как вы думаете, где опасно ездить на велосипедах? (предположения детей).
— Там, где много автомобилей, велосипеду трудно проехать. Дети, о чём сообщает нам этот знак? Педагог показывает дорожный знак (предположения детей).
— Велосипедная дорожка впереди, автомобилям проезд запрещён. Дети, о чём сообщает нам этот знак? Педагог показывает дорожный знак (предположения детей).
— Конец велосипедной дорожки. Велосипедисты вы запомнили дорожные знаки? (ответы детей).
— Дети, начинается игра. У нас три команды: пешеходы, велосипедисты и водители. Педагог делить детей на три команды. Можно использовать условные обозначения – карточки (медали).
Игровые правила:
Знак «Велосипедная дорожка» – велосипедисты катаются на велосипедах.
Знак «Конец велосипедной дорожки» – гуляют пешеходы.
Знак «Движения велосипедов запрещено» – водители выезжают на дорогу.
Педагог показывает дорожные знаки, дети играют.
— Спасибо, дети! Вы были внимательны и не нарушали правила дорожного движения.
Чтение стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Велосипедист».
Задача. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Сергея Владимировича Михалкова.
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу,
У пешеходов на виду…
— Дети, на каком транспорте едет ребёнок! (ответы детей).
— Велосипед – это транспорт. Дети, как вы думаете, велосипедист должен подчиняться правилам дорожного движения, или нет? (ответы детей).
— Дети, какие правила безопасности при катании на самокате или велосипеде вы знаете. (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Правила безопасности.
Кататься только по ровным дорожкам в сухую погоду.
Строго запрещается выезжать на дорогу.
Нужно смотреть по сторонам, чтобы не врезаться в препятствия и людей.
Больших скоростей не развивать, так как транспорт останавливается медленно.
Руль нельзя поворачивать резко, особенно на высокой скорости.
Перед относительно крутыми поворотами необходимо обязательно притормаживать.
Сюжетно-ролевая игра «На дорогах города».
Задачи. Формировать умение детей отражать в игре явления социальной действительности. Воспитывать интерес и уважение к труду водителей, работников автоинспекции. Закреплять представление детей об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход». Упражнять детей в умении ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Роли: инспектора ГИБДД, водители, сотрудники автозаправочной станции, автомойки, автосервиса, пешеходы.
Игровой материал. Дорожный знаки и светофор. Игрушечные автомобили, игровые наборы: автозаправочная станция, автомойка, автосервис. Игрушечные человечки-пешеходы. Автомобиль ДПС полиции, жезл регулировщика.
Игровые действия.
Водители ведут машины, соблюдая правила дорожного движения.
Водители используют услуги сервиса.
Сотрудники сервиса оказывают услуги.
Пешеходы гуляют по городу, соблюдая правила дорожного движения.
Инспекторы ГИБДД контролируют поведение водителей и пешеходов.
Действия воспитателя (варианты).
В роли Незнайки нарушает правила дорожного движения.
В роли инспектора ГИБДД контролирует действия детей.
В роли гостя города, водителя интересуется у инспекторов ГИБДД службами сервиса.
Напоминание «Три главных цвета».
Задачи. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Напоминание.
Я запомнил с детских пор,
Что сказал мне светофор:
«Если КРАСНЫЙ свет горит,
СТОЙ на месте, путь закрыт»
Я стою, спокойно жду.
Я на красный не пойду.
«А когда горит красивый,
Яркий ЖЁЛТЫЙ огонёк.
Означает он «ВНИМАНЬЕ!»
Приготовься в путь, дружок.
Поморгаю жёлтым глазом
И включу ЗЕЛЁНЫЙ свет.
Это значит «ПУТЬ свободен,
Никакой преграды нет».
Наталья Мигунова
Чтение стихотворения Сергея Владимировича Михалкова
«Скверная история».
Задача. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность.
Чтение.
— Дети, недавно я прочитала об одном мальчике. С ним произошла скверная история. Вы хотите узнать, что за история произошла с этим мальчиком? (ответы детей).
— Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
И там, где днём трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры.
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Ещё одна минута —
Случилась бы, беда.
И взрослые и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя —
Хвастун и озорник.
— Дети, как вы думаете, кто виноват в том, что чуть не произошла авария? (ответы детей).
— Если бы авария произошла, кто бы пострадал больше всего? (ответы детей).
— Вы правы, дети. Петя умер бы под колёсами машины, и его мама заболела бы от горя. А кто виноват? (ответы детей).
— Виноват Петя. Он вышел на дорогу на красный свет светофора.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.
— А что вы скажите о водителе автомобиля? (ответы детей).
— Водитель – герой, спасая мальчика, он рисковал своей жизнью. Повернув круто автомобиль, водитель мог врезаться в другой автомобиль и погибнуть. Дети, будьте, пожалуйста, внимательны на дорогах города. Никогда не переходите дорогу на красный цвет светофора.
Красный – очень строгий свет!
Он горит – проезда нет.
Жёлтый – подожди чуть-чуть,
А зелёный – можно в путь!