Хапаева Лариса Борисовна
Картотека «Правила безопасности дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая ситуация «Автошкола».
Задачи. Познакомить детей с предписывающими дорожными знаками, разрешающими движения. Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материал: дорожные знаки «Движение разрешено».
Игра.
— Дети, продолжаем занятия в нашей «Автошколе». Сегодня я хочу познакомить вас с дорожными знаками, которые разрешают водителям движение. Педагог показывает дорожные знаки.
— Водители, что общего у этих знаков? (форма, цвет).
— Какой формы знаки? (ответы детей)
— Какого цвета знаки? (ответы детей).
Публикация «Картотека „Правила безопасности дорожного движения“ для детей старшего дошкольного возраста (часть 2)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
—Водители, знаки круглой формы, синего цвета с белыми стрелками – это предписывающие знаки. Они подсказывают вам, куда разрешено движение.
Педагог показывает дорожные знаки.
— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?
(Только прямо).
— Если водитель видит эти знаки, куда он может двигаться?
(Только вправо или только влево).
— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?
(Прямо и направо).
— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?
(Прямо и налево).
— Если водитель видит этот знак, куда он может двигаться?
(Вправо или влево).
— Как вы думаете, может водитель после этого знака двигаться прямо? (ответы детей).
— Водители, сейчас у нас с вами практическое занятие. Дети встают в колонну.
— Садимся в машины, включаем зажигание. Имитация игровых действий.
— Внимание, водители, не забывайте о дорожных знаках. Дети начинают движение в колонне, каждому водителю педагог показывает свой знак.
— Практическое занятие заканчивается. Молодцы, водители, вы были внимательны и правильно читали знаки. Итак, знаки круглой формы, синего цвета с белыми стрелками помогают водителям. Они подсказывают водителям направление движения. Водители, вы запомнили эти знаки? (ответы детей).
— Водители, занятие в Автошколе закончилось. До свидания!
Игровая ситуация «Сотрудники ГИБДД».
Задачи. Познакомить детей с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе.
Игровой материал: игрушечные автомобили, автомобиль ДПС полиции, жезл регулировщика.
Беседа.
— Дети, в городе много машин, по всем дорогам проезжают, пешеходам гулять мешают. Как вы думаете, кто же обеспечивает порядок на дорогах города? (ответы детей).
— Есть у нас в России Государственная инспекция безопасности дорожного движения, или сокращённо ГИБДД. Сотрудники ГИБДД регулируют дорожное движение и контролируют, чтобы все участники дорожного движения соблюдали правила. Дети, у сотрудников ГИБДД есть свой транспорт? (ответы детей).
Педагог показывает игрушечную машину ДПС полиции.
— Дети, какие особенности полицейской машины вы можете назвать? (ответы детей)
— Полицейские машины окрашиваются в специальные цвета, по которым их легко опознать, оборудуются световыми и звуковыми сигналами, видеокамерами, навигаторами. Дети, как вы думаете, какие обязанности у сотрудников ГИБДД? (предположения детей).
Постовой
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда!
Не волнуется народ, —
Через улицу идёт,
А стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Я. Пишумов
— Дети, одна из обязанностей сотрудников ГИБДД, регулировать дорожное движение, если сломался светофор. В руке постового чёрно-белая палочка – жезл. Для того чтобы в тёмное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри. Дети, очень важную работу выполнят сотрудники ГИБДД. Они следят за безопасностью дорожного движения. И водители, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Какие правила дорожного движения вы знаете? (ответы детей).
Педагог предлагает детям поиграть с машинами, выбирается постовой-регулировщик, сотрудники ГИБДД. Педагог во время игры напоминает обязанности сотрудников ГИБДД.
Игровая ситуация «Школа пешехода».
Задачи. Познакомить детей с дорожными знаками особого предписания. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.
Игровой материал: дорожные знаки «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место стоянки легковых такси» и другие.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись или бубен.
Игра.
— Дети, приглашаю вас в Школу пешеходов. Пешеход должен хорошо знать правила дорожного движения и правильно читать дорожные знаки. Дети, как вы думаете, о чём нам рассказывают вот эти знаки? (предположения детей).
— Дети, знаки подсказывают нам, где остановка общественного транспорта. Какой формы эти знаки? (ответы детей).
— Какого цвета знаки? (ответы детей).
— Что нарисовано на знаках? (ответы детей).
— Дети, знак «Место остановки…» – это знак особого предписания. Такие знаки имеют прямоугольную форму, синий фон. Знак «Место остановки…» предупреждает нас о том, что здесь остановка общественного транспорта. А картинка поясняет, какой транспорт здесь останавливается. Какой транспорт нарисован на белом фоне? (ответы детей).
— Автобус, трамвай, такси
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Олеся Емельянова
— Дети, представьте, что вы гуляете по городу, устали и ищите остановку общественного транспорта. В разных местах группы развешены различные дорожные знаки, в том числе и знаки «Место остановки…».
Игровые правила:
музыка играет, дети гуляют;
музыка не играет, дети идут на остановку транспорта.
Игра повторяется несколько раз, пока дети поддерживают к игре интерес.
— Молодцы! Вы выполнили задание на отлично! Дети, занятия в Школе пешеходов закончилось. До свидания!
Игровая ситуация «Дорожный патруль».
Задача. Познакомить детей с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.
Игровой материал: игрушечные автомобили, автомобиль ДПС полиции, жезл регулировщика.
Игра.
— Дети, представьте, что вы дорожный патруль, вы инспекторы ГИБДД. Ваша задача, проверить, как водители соблюдают правила дорожного движения на зимней дороге. Что вы будете делать? (ответы детей).
— Инспекторы ГИБДД с помощью видеокамер следят за скоростным режимом машин; останавливают машины, которые нарушают правила дорожного движения; помогают людям, которые попали в аварию.
Дети выбирают 2-3 детей, это - дорожный патруль. Остальные водители. Дети с машинками двигаются по дороге, дорожный патруль следит за движением водителей. Задача педагога, вызвать у детей желание, играя с машинками, не создавать аварий
Словесная игра «Ответь Светофору».
Задача. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.
Игра.
— Дети, Светофор Светофорыч вопросы нам предлагает, ответов ожидает.
Игровые правила:
Вопрос Светофор Светофорыча внимаем, хором дружно отвечаем.
На вопросы только «Да» или «Нет» говорить, больше ничего не произносить.
Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?.
Вот в светофоре горит красный свет. Дорогу переходишь или нет? …
Если зелёный свет загорается, дорогу перейти собираешься? …
Через дорогу переходя, от мамы быстро убегаю я …
Когда дорогу перехожу, маму с папой за руки крепко держу …
Когда к дороге подхожу, на светофор внимательно смотрю …
На дороге мы играем, друг друга догоняем…
Когда к дороге подхожу, вперёд мамы я бегу…
Когда к дороге подойду, налево внимательно посмотрю…
До середины дороги я пройду и направо посмотрю…
Когда возле дороги я стою, товарищей толкать люблю…
Правила движения знаю, никогда не нарушаю…
— Молодцы, дети! Правила дорожные соблюдайте, никогда не нарушайте.
Игровая ситуация «Автошкола».
Задачи. Познакомить детей с предупреждающим водителя дорожным знаком «Скользкая дорога». Развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Игровой материал: дорожный знак «Скользкая дорога» и дорожные знаки, знакомые детям.
Игра.
— Дети, продолжаем занятия в нашей «Автошколе». Сегодня я хочу познакомить вас вот с таким дорожным знаком. Педагог показывает дорожный знак.
— Водители, как вы думаете, какой это знак: запрещающий, предупреждающий или предписывающий? (предположения детей).
— Почему вы считаете, что это предупреждающий знак? (ответы детей).
— Водители, знаки треугольной формы, белого цвета с красной каймой – это предупреждающие знаки. Предупреждающие знаки предупреждают вас о том, что на дороге могут возникнуть опасные ситуации и нужно быть внимательным. Как вы думаете, о какой опасности предупреждает этот знак? (предположения детей).
Говорит знак этот строго:
«Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути,
Руль напрасно не крути!»
Олеся Емельянова.
— Водители, почему опасна скользкая дорога? (ответы детей).
— Водители, как вы поступите, когда увидите этот знак? (ответы детей).
— Если водители увидели этот знак, они снижают скорость, крепче держать руль, потому что на скользкой дороге, машину плохо слушается своего водителя. Её колёса скользят, съезжают с дороги, и может произойти авария. Водители, вы запомнили этот знак? (ответы детей).
Игра-тест «Назови дорожный знак».
На столе педагога лежат дорожные знаки картинкой вниз.
— Водители, сегодня у нас экзамен. Я проверю, ваши знания дорожных знаков. Здесь у меня на столе лежат дорожные знаки. Вы подходите, берёте любой знак и называете его.
Дети выполняют задание, педагог уточняет.
— Водитель, какой это знак: запрещающий, предупреждающий или предписывающий? Почему? (ответ ребёнка).
— Молодцы, водители! Вы все хорошо сдали экзамен! Но впереди нас ждут новые знания. Сегодня занятия в «Автошколе» закончились. До свидания!
Эксперимент (опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдёт.
Эксперимент 1 «Торможение автомобиля».
(в группе)
Задачи. Помочь детям понять, что путь торможения машины зависит от скорости движения автомобиля.
Материалы: две игрушечных автомобиля, разного цвета.
Исследование.
— Дети, что такое торможение автомобиля? (предположение детей).
— Торможение автомобиля – это путь, который проедет автомобиль с того момента, как водитель увидел препятствие и нажал на тормоз и до того момента, как автомобиль остановился. Дети, как вы думаете, путь торможения всегда одинаковый или нет? (ответы детей).
— От чего зависит путь торможения автомобиля? (предположения детей).
— Дети, предлагаю вам провести эксперимент и проверить следующую гипотезу.
Гипотеза: путь торможения зависит от скорости автомобиля.
Эксперимент: Педагог ставит рядом два автомобиля. Одновременно толкает машины: одну сильно, другую легко.
Анализ полученных данных: дети определяют, где остановились автомобили.
— Дети, у какого автомобиля скорость была выше? (ответы детей).
— Как вы это определили? (ответы детей).
— Автомобиль с большой скоростью движется быстрее. Дети, какой автомобиль быстрее остановился? (ответы детей).
— Как вы думаете, почему этот автомобиль быстрее затормозил? (ответы детей).
Вывод. Путь торможения зависит от скорости автомобиля. Чем быстрее едет автомобиль, тем длиннее его путь торможения.
Эксперимент 2 «Торможение автомобиля».
(На прогулке)
Задачи. Помочь детям понять, что путь торможения машины зависит не только от скорости движения, но и погодных условий.
Материалы: игрушечные машины.
Исследование.
— Дети, от чего зависит путь торможения автомобиля? (ответы детей).
— Да, вы правы, путь торможения автомобиля зависит от скорости автомобиля. Но не только скорость влияет на длину пути торможения, но и погодные условия. Предлагаю вам это проверить. Проведём эксперимент. Вы согласны? (ответы детей).
Гипотеза: путь торможения зависит не только от скорости машины, но и погодных условий.
Эксперимент: Рядом две дорожки: ледяная и обычная (снег или асфальт). Педагог одновременно толкает в свободный полёт машинки по ледяной и обычной дорожке.
Анализ полученных данных: дети определяют, где остановились машины.
Вывод. Путь торможения на ледяной дороге длиннее, чем на обычной дороге.
Чтение рассказа. М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице».
Задачи. Закрепить знания детей о специальном транспорте. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.
Беседа.
— Дети, как вы думаете, что такое специальный транспорт? (предположения детей).
— Я прочитаю вам рассказ «Машины на нашей улице». В этом рассказе говорится о специальном транспорте. Слушайте, пожалуйста, внимательно.
Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрёстках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках – больной. Рядом с шофёром сидит человек в белом халате – врач или санитар. Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто её не задерживает. На ней ничего не написано. Но её ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как её не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везёт она длинную лестницу и навёрнутую на большую катушку пожарную кишку! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжёг! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»
Много проходит по нашей улице машин, и у каждой своё дело!.
Эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик – в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов. Есть и ещё одна машина «скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода. И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его. А то есть ещё машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он всё падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идёт по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.
Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берётся машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идёт эта огромная лейка, а из неё вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в гранёном стекле.
Вопросы к детям.
— Дети, о каком специальном транспорте вы узнали из этого рассказа? (ответы детей).
— Какой специальный транспорт вы видели на улицах нашего города? (ответы детей).
— Специальный транспорт – это транспорт, оборудованный специальной сигнализацией (сиреной, мигалкой, гудком). Это пожарные и полицейские машины, машины «Скорой помощи», машины по уборке города и технической поддержки.