Берестова Юлия Петровна
Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Волшебная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие
по формированию звуковой культуры речи
«Волшебная полянка».
Берестова Юлия Петровна,
воспитатель,
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы
с. Красноармейское муниципального района Красноармейский
Самарской области детский сад "Солнышко"
Цель пособия : формирование звуковой культуры речи.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Используя пособие можно решать ряд задач:
- закреплять правильное звукопроизношение;
- развивать фонематический слух;
- подбирать слова близкие по звучанию;
- учить называть слова с заданным звуком;
- развивать умение интонационно выделять звук в слове;
- учить детей проводить звуковой анализ слова;
- учить находить одинаковые звуки в словах.
Для организации игровой деятельности дошкольников, с целью развития звуковой культуры речи, мною было разработано дидактическое пособие «Волшебная полянка», которое я хочу представить вашему вниманию.
Описание пособия.
Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Волшебная полянка» предназначено для детей 5-7 лет. Пособие можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. Пособие представляет собой полянку, разделённую на две половины (розового и фиолетового цвета). По краю полянки на правой и левой частях расположено одинаковое количество кругов – цветочков (по пять, к которым с помощью липучки крепятся картинки. За полянкой расположено 8 цветочков, к которым так же с помощью липучки крепятся картинки. Для пособия подобраны предметные картинки (на кругах такого же размера, как цветы на полянке). В центре полянки прикреплена двойная стрелка желтого и красного цвета. Так же на пособии расположены кармашки, в которые размещены картинки для игр. Важно регулярно менять картинки, чтобы у детей не потерялся интерес к пособию.
Вариантов заданий при работе с «Волшебной полянкой» множество, начиная от простых: назови слово; покажи стрелочкой самое короткое или самое длинное слово и т. д., до более сложных, где детям предлагается показывать слова на определенный звук; выделить в слове последний звук; назвать и обозначить фишкой первый звук в слове; найти пару слов, отличающихся друг от друга одним звуком и другие.
Вариативность использования дидактического пособия
«Волшебная полянка»
ИГРА «НАЗОВИ И ОБОЗНАЧЬ ФИШКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, учить называть обобщающее слово.
Воспитатель раскладывает на цветочки, расположенные на фиолетовой части полянки картинки с изображением фруктов.
Воспитатель. Как одним словом можно назвать то, что находится на фиолетовой части полянки?
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите фишку, обозначающую этот звук, и поместите в цветок, на который указывает желтая стрелочка.
ИГРА «НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК»
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Воспитатель помещает картинки на цветочки, которые расположены на фиолетовой части полянки. Остальные картинки раскладывает на цветочки, расположенные за полянкой и сообщает детям :
Воспитатель. Сейчас я буду указывать красной стрелкой на картинки, а вы будете называть то, что на них нарисовано.
Ответы детей. На картинке нарисована ракета
Воспитатель. Какой последний звук в этом слове?
Ответы детей. Звук А
Воспитатель. Найдите картинку на этот звук.
Ответы детей. Ананас.
Воспитатель. Поместите картинку на цветочек, куда указывает желтая стрелочка.
Затем дети самостоятельно называют предмет, на который указывает красная стрелка, определяют последний звук и из предложенных картинок, выбирают слова, которые начинаются на этот звук.
Например: ракета – ананас; лошадь – дельфин, дом – малина, автобус – слон, карандаш – шапка
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Воспитатель помещает картинки на цветочки, которые находятся в левой части полянки. Остальные картинки размещает на цветочках, расположенных за полянкой и сообщает детям :
Воспитатель. Наша полянка разделена на две части. В левой части размещены картинки. Красная стрелка указывает на картинку, а желтая - на пустой цветок справа. На этот цветок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает красная стрелка.
Воспитатель указывает красной стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок.
Например: дрова – трава, коза – коса, рак – мак, жук – лук, грач – врач.
ИГРА «ПОДРУЖИ КАРТИНКИ»
Цель: автоматизация звука Л, развивать логическое мышление.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки.
Воспитатель. Сегодня мы подружим картинки из правой и из левой части полянки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу.
Воспитатель указывает красной стрелкой на картинку, на которой нарисована ложка.
Воспитатель. Назовите картинку и подберите для неё пару.
Ответы детей. Вилка. Дети проговаривают слова, выделяя звук Л.
Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом?
Ответы детей. Это посуда.
Воспитатель. Из слов, на которые указывают обе стрелки, составьте предложение.
Ответы детей. На столе лежали ложка и вилка.
Пример слов: ложка и вилка; стол и стул; белка и волк; кукла и юла, молоток и пила.
ИГРА «НУЖНЫЕ ВЕЩИ»
Цель: автоматизация звука З.
На один из цветочков, расположенных на фиолетовом цвете полянки, прикрепляется картинка – заяц. На цветочках, расположенных за полянкой, воспитатель прикрепляет картинки. Далее ребенок называет все изображённые предметы. Затем ему предлагается для зайки выбрать только те предметы, в которых есть требуемый звук (звук З) и расположить их на цветочки розовой полянки.
Например: зонт, роза, ваза, забор, замок.
Литература
1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. ,Старжинская Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – М. Н. : Нар. Асвета, 1992. -72 с.
2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 265 с.