Юлия Ефремова
Дидактическое пособие «Планируй — действуй — размышляй!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Публикация «Дидактическое пособие „Планируй — действуй — размышляй!“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность.
Формирование у детей дошкольного возраста основ планирования является важным моментом в развитии способностей. У детей формируется память, мышление, развивается внимание, речь и т. д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.
Пособие «Магнитный планшет «Планируй – действуй – размышляй!»» используется с целью формирования умения планировать ребенком свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий, используя определенные пиктограммы и схемы.
Данное пособие является средством развивающего обучения. Оно позволяет организовать как коллективную, так и индивидуальную форму работы.
Описание пособия:
Универсальное пособие «Магнитный планшет» представляет собой:
- пластину с наклеенным на нее магнитным винилом,
- набором магнитных карточек для планирования деятельности с пиктограммами 3-х уровней сложности,
- набором карточек для оценки результатов деятельности,
- несколько пустых карточек и стирающийся маркер.
Возрастная категория детей, для которых предназначено пособие: 5-7 лет
Организация работы по планированию детьми своей деятельности требует от педагога профессионального знания определенного алгоритма по формированию моделирования у дошкольников:
- моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные в ООД или в обыденной жизни;
- начинать моделирование с единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;
- модели сохраняют сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических.
- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;
- процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.
Алгоритм действий:
Ребенок на магнитном планшете составляет план на день (половину дня, игровой, экспериментальной деятельности, прогулки и т. д. – по желанию, выкладывая алгоритм своих действий карточками-схемами. Дети могут объединяться в пары, тройки при планировании деятельности. Таким образом, ребенок учится распределять дела в течение дня, находить себе партнеров для игры, собеседников, находить заинтересованных детей одной деятельностью в микросреде группы, которая ориентирована на потребности и интересы детей и предоставляет возможность заниматься видами деятельности, предусмотренными образовательной программой. В течение дня детские замыслы могут претерпевать изменения. Тогда ребенок дополняет свой план новыми пиктограммами. Если ребенок не находит нужную пиктограмму, то есть возможность самостоятельно создать новую – для этого всегда присутствуют пустые карточки и маркер. Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками.
Важным этапом в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность является подведение итогов и анализ действий. В конце дня или по окончании определенной деятельности ребенок анализирует свой план: что получилось, что не получилось, что помешало реализовать собственные замыслы? И оценивает выполнение плана с помощью тех же пиктограмм. По возможности, результаты труда ребенка можно показать другим детям и взрослым.
Процесс планирования детьми собственной деятельности по интересам
Рассказываем о своих планах на день
Детские планы
Подводим итоги, анализируем