Анна Федосеева
Дидактическое пособие лэпбук «В игры играем — речь развиваем!» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие лэпбук «В игры играем – речь развиваем!» для детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОО педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Публикация «Дидактическое пособие лэпбук „В игры играем — речь развиваем!“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
• учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи :
•Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаковосимволическую систему;
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к речевым играм;
•Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться играть со взрослым и сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты.
Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; развивается словотворчество детей;
Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям.
Для педагогов:
Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный
• Изучение литературы по теме.
• Ознакомление с передовым опытом.
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала
2. Основной
• Беседа с детьми: "Лэпбук – ребятам друг»;
• Знакомство с лэпбуком;
• Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;
• составление различных видов гимнастик;
• рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем;
3. Заключительный
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
Игры лэпбука :
Начинаем проект с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Эмоции ребенка в начале и в конце игры. Звуковой домик. «Составьте предложения по картинке», «Какой, какая, какое?», «Кому что нужно?», «Из чего приготовлено?», «Расскажи по картинке», «Противоположности», «Один-много», «Азбука действий», «Пальчиковые игры», «Назови лаского», чистоговорки, картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи, стихи, скороговорки, загадки.
1) Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей. Основная цель логопедических упражнений – выработать у малышей полноценные движения и определенное положение речевых органов, научить дошкольников преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.
Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого работаем с:
- языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);
- губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);
- щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);
- нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);
- нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).
2) Дыхательная гимнастика.
Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Цель: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Задачи:
- учить детей прислушиваться к своему дыханию;
- учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
- учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
3) Эмоции ребенка в начале и в конце игры.
Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому я считаю, что развивать эмоциональную сферу дошкольника – одна из основных задач педагога, так как эмоции ребенка «рассказывают» нам о его состоянии и внутреннем мире.
Цель и задачи: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
4) Звуковой домик.
Цель и задачи:
- Освоение умения делать звукобуквенный разбор слова «дом».
- Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
- Формирование умения сравнивать слова по их звуковой схеме
5) «Составьте предложения по картинке»
Цель и задачи: Активизация словаря, учить детей определять количество и порядок слов в предложении.
6) Дидактическая игра «Какой, какая, какое?».
Цель и задачи: закрепить умение образования относительных прилагательных и согласования их с существительными.
7) Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель и задачи: усиление познавательного интереса, развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить.
8) Дидактическая игра «Из чего приготовлено?»
Цель и задачи: формировать представление детей о продуктах питания, составе готовых блюд, развитию внимания и памяти.
9) Дидактическая игра «Расскажи по картинке».
Цель и задачи: увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам, упражнять в правильном подборе слов развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.
10) Дидактическая игра «Противоположности»
Цель и задачи: Обогащать и активизировать словарный запас ребенка. Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи. Расширять представления детей об окружающем мире.
11) Дидактическая игра «Один-много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Задачи:
-формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов;
-закрепить умения согласовывать слова;
-развивать внимание, память, мышление, речь;
12) Дидактическая игра «Пальчиковые игры»
Цель: Развитие языковой способности детей дошкольного возраста через дидактические и пальчиковые игры.
Задачи: Повышение речевой активности детей, обогащение и активизация словаря детей, развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики, развитие воображения и творческих способностей, воспитывать умение работать в коллективе.
13) Дидактическая игра «Назови лаского»
Цель: формирование правильной грамматической структуры речи.
Задачи: Улучшение навыка словообразования, расширение индивидуального словаря по используемым темам, обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса, развитие концентрации внимания, быстроты реакции, воспитание выдержки, умения слушать воспитателя и сверстников.
14) «Чистоговорки» и «Скороговорки».
Цель и задачи: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
15) Загадки.
Цель и задачи: способствовать умению разгадывать загадки, развивать навыки речи – доказательства и описания.
16) «Расскажи сказку по схеме»
Цель и задачи: развитие умения составлять сказку по картинкам в определённой последовательности; развитие связной речи, мышления, памяти.
Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук –отличный помощник в работе воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и с подгруппой работы с детьми разного дошкольного возраста.
17) Театрализация
Цель: развитие творческой личности, через театрализованную деятельность.
Задачи:
- развивать интерес воспитанников к театрализованной деятельности;
- знакомить детей с разными видами театра, его атрибутами, театральными профессиями, правилами поведения;
- способствовать развитию фантазии, памяти, воображения;
- воспитывать желание проявлять свои эмоции в театрализованной деятельности.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.