Алла Клинова
Дидактическое пособие. Лепбук «Правила дорожного движения — детям знать положено»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правила дорожного движения - детям знать положено»
Пояснительная записка
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивировало нас на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. Такой из инновационной формы работы с детьми является интерактивное, дидактическое пособие лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, представляет собой одну из разновидностей метода проектов.
Публикация «Дидактическое пособие, Лепбук „Правила дорожного движения — детям знать положено“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Бросовый материал. Лепка
- Дидактические игры
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2016
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошкольнику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Кстати, совершенно необязательно (и даже, совсем, нежелательно) выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Мы приняли решение о внедрении данной формы работы по изучению с детьми правил дорожного движения. Ведь детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Лэпбук служит эффективным средством закрепления правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения - детям знать положено» предназначено для детей старшего дошкольного возраста содержание лепбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО» ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЦЕЛЬ: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города посредством использования лэпбука «Правила дорожного движения – детям знать положено».
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствовать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на
дорогах.
2. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.
3. Формировать у детей дошкольного возраста навыки предвидении опасных дорожных ситуаций – дорожных ловушек.
4. Развивать у детей необходимые качества, такие как внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, реакцию на опасность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дорогах.
5. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
6. Воспитывать в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами
безопасного поведения на дороге.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Образовательные:
• Дети владеют базовыми правилами поведения на дороге.
• Умеют предвидеть и разрешать опасные дорожно-транспортные ситуации.
• У детей сформированы самостоятельность и ответственность в действиях на дороге;
• Сформирован устойчивый познавательный интерес.
Воспитательные:
• Сформирована культура поведения в процессе общения с дорогой.
• Привиты устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальные:
• У детей сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам.
• Развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД.
Лэпбук «Правила дорожного движения - детям знать положено» включает в себя 13 развивающих элементов для детей старшего дошкольного возраста.
В него входит 13 развивающих заданий:
1. Развивающая игра Лото «Нужный транспорт»
Данная игра находится на левом развороте лепбука с наружной стороны.
Цель: Закрепление знаний детей о транспорте, умение различать и находить нужный транспорт.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт., разделённое на 4 квадрата с изображениями различного транспорта, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Ход игры: В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий достает из специального непрозрачного мешочка фишку с изображением транспорта, ребенок называет вид транспорта и забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока все из участников не закроет фишками все игровое поле. Побеждает тот игрок, кто закроет игровое поле первым.
2. Рисунки детей. «Дети. Дорога. Автомобиль».
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат рисунки детей и находится на правом развороте лепбука с наружной стороны.
Цель: Развивать умение отражать в рисунке накопленные знания о правилах дорожного движения. Совершенствовать изобразительные умения и развивать мелкую моторику рук и способности к созданию выразительных рисунков.
3. Раскраски для детей «Раскрась знак»
Данный раздел находится на правом развороте лепбука с внутренней стороны.
Цель. Закреплять понятие дорожных знаков, их название и назначение. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивающая игра «Путешествие на машинах»
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежит игра с фишками и кубиком, находится на левом развороте лепбука с внутренней стороны.
Цель: Закреплять через игровую деятельность правила дорожного движения, строение улицы и дорожные знаки, предназначенные для водителей, а также умение сотрудничать. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
Ход игры: Игровое поле оформлено в виде дорог проезжей части и тротуаров, которые обозначают маршруты следования водителей. В игре ребенок становится водителем и выбирает специальную фишку в виде машинки. Поочередно участники игры бросают кубик и продолжают движение к финишу, соблюдая правила движения для водителя. Побеждает тот «водитель», кто раньше всех достигнет финиша.
5. ФОТОАЛЬБОМ «Дети. Дорога. Автомобиль»
Данный раздел представлен в виде детского фотоальбома, находится с лева от центра в верхнем углу.
Цель: Активизировать в памяти детей события, связанные с дорожной безопасностью «Письмо водителю», «Ребёнок – пассажир», «Ребёнок-пешеход». Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.
6.«Развивающая игра «Ассоциации по ПДД»
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части пазлов, находится на развороте с левой стороны в низу.
Цель: Продолжать формировать знания детей об основных дорожных знаках. Развивать умение анализировать, сопоставлять, выстраивать ассоциативный ряд.
Ход игры: В игре могут принимать участие от одного до нескольких игроков. Дети составляют пары из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам (например, знак «подземный пешеходный переход» - ситуация в которой этот знак применяется). Карточки соединяются между собой по принципу пазлов.
7. Собери картинку (пазлы).
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части разрезанных картинок.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам».
8. Загадки о дорожных знаках.
Данный раздел находится по центру лепбука в красном кармане (в виде красного сигнала светофора, в нем подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: Учить детей различать дорожные знаки; прививать навыки безопасного поведения на дорогах.
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки).
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (Дети)
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход :
Тут (Подземный переход.)
Чудо конь велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак, не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
9. Загадки о ПДД.
Данный раздел находится по центру лепбука в жёлтом кармане (в виде желтого сигнала светофора, в нем подобраны стихотворения о ПДД.
Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Прививать навыки безопасного поведения на дорогах.
Командуя жезлом,
он всех направляет,
И всем перекрёстком
один управляет.
Он словно волшебник,
машин дрессировщик,
А имя ему — (Регулировщик)
Много есть машин
спецслужбы.
Должен жить ты с
ними в дружбе.
Все — помощники твои,
Даже строгая (ГАИ)
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает. (Пешеходный переход)
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья? (Светофор)
Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? (Автомобиль)
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога).
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку. (Движенья.)
Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт» (Зелёный)
Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда. (Обочина).
За рулем я сижу,
На дорогу гляжу. (Водитель)
Человек по мне шагает.
Меня зеброй называет. (Пешеходный переход).
Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекресток)
Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
10. Викторина. «Веселые вопросы».
Данный раздел находиться по центру лепбука в зеленом кармане (в виде зеленого сигнала светофора, в нем подобраны веселые вопросы по ПДД (викторины).
Цель: Уточнять представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы: - Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
11. Мини – энциклопедия «История светофора» музейная педагогика
Данный раздел находится справа от центра в верхнем углу, представляет собой иллюстрированные сведения о истории создания светофора.
Информация может меняться.
Цель: Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задание: Дети с педагогом или в самостоятельной деятельности могут рассмотреть иллюстрации к мини-энциклопедии и актуализировать знания о истории создания светофора.
12. «Дорожные знаки»
Цели: Закреплять знание и назначение дорожных знаков. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Материалы к игре:
Знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Скользкая дорога», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Место остановки автобусов», «Въезд запрещен».
Ход игры:
В игре принимает участие вся группа или несколько детей.
Дети выбирают карточки (2-3) с изображением дорожных знаков и раскладывают их перед собой.
Воспитатель зачитывает назначение дорожного знака не называя его, а ребенок показывает соответствующий дорожный знак и повторяет его назначение. Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного дорожного знака.
13. Дидактическая игра «Как избежать опасностей на дорогах» - дорожные ловушки.
Данная игра находится в кармашке на правом развороте с внутренней стороны, представляет собой иллюстрированные карточки (2 комплекта).
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста навыки предвидении опасных дорожных ситуаций – дорожных ловушек.
Ход игры: В игре принимают участие не более 6 детей.
1 вариант игры. Ведущий - воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией.
Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
2 вариант игры. Ведущий – воспитатель показывает карточку с опасной ситуацией (красную) и задает вопрос (вопрос указан на обратной стороне карточки, ребенок должен выбрать парную карточку с безопасным поведением (зеленую) и объяснить свой выбор, опираясь на правила дорожного движения. За правильный ответ выдается веселое солнышко. В конце игры подсчитывается количество солнышек, побеждает тот, у кого солнышек больше.