Светлана Кузьмина
Дидактическое игра по развитию речи «Чудесное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
"Чудесное дерево"
для детей старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель – Кузьмина С. А.
2022 г.
Дидактическая игра
"Чудесное дерево"
для детей старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель – Кузьмина С. А.
Для более эффективной работы по развитию речи у детей я
Публикация «Дидактическое игра по развитию речи „Чудесное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
разработала дидактическое пособие, которое представляет собой серию игр,
картинку формата А4 – для индивидуальной работы или формат А3 – для
подгрупповой работы с детьми, с изображением Дерева в осенний период.
Для работы с дидактической игрой изготавливаются картинки-пособия,
вырезаются изображения овощей, фруктов, птиц, листья, одежда, и др. Для
прочности каждая картинка ламинируется.
В соответствии со временем года «Чудесное дерево» может быть летним,
осенним, зимним и весенним.
Такое дерево является наглядной иллюстрацией сезонных изменений
«дерево времен года». Можно обсудить, почему «Чудесное дерево» было все
в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.
В эту дидактическую игру можно включить, практически все темы, которые
осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для
развития всего комплекса понятий, составляющих речь.
Цель:
- Формировать грамматический строй речи через использование
дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей,
развивать мыслительные процессы.
- Логическое несоответствие. Может, ли это расти на самом деле? Почему?
- Выделение звуков в слове. В начале, середине, конце, например : гласных
и согласных, звонких и глухих, при развешивании картинок
- Части речи. Живое, не живое. Что или кто висит на «Чудо – дереве»?
Какой предмет висит на дереве? Классификация предметов. Ориентируясь на
предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и
несъедобно? Летает или не летает? Живое – неживое?» и т. д.
- Обобщающие понятия. Овощи или фрукты? Обувь или одежда и т. д.
- Формирование счетных навыков. Сколько всего птичек сидит на дереве?
Сколько справа? Сколько слева? Где и кого больше?
Дидактическая игра «Чудесное дерево» многофункциональна и удобна,
педагог и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку,
убрать, заменить. Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в
индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Названы далеко не все понятия, категории и темы, которые можно играть
с детьми дошкольниками. По желанию педагога, можно добавить
разновидность птиц, животных и т. д.
Золотая осень
Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила
Все листья.
Деревья и листья
Игра «С какого дерева листок»
Цель: закрепить названия деревьев, уметь различать по листьям название
деревьев.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно – ласкательных суффиксов (лист – листочек, берёза –
берёзка, дуб – дубок и т. д.)
Игра «Жадина»
Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с
существительными мой, моя, мои, мое. (Моё дерево, мой листик, моя берёзка
и др.)
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много.
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
именительного и родительного падежей.
(Лист - листья; дуб – дубы, клён – клёны и т. д.)
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными (1, 2, 3, 4, 5 – листик, листика, листиков и т. д.)
Игра «Что лишнее»
Добавлять картинки не по теме. (К листьям добавить гриб, или фрукт)
Цель: учить детей исключать лишнее.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем
Их хлопками разделяем
Зимующие птицы
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на ветках птицы:
Воробей, сорока,
Ворона и дятел,
Снегирь и синица.
Зимуют у нас эти
Чудные птицы.
Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.
Игра «Скажи кого нет?»
Человеческие дети
Знают всех птиц на свете.
Все они зимуют, верьте.
Закрывайте глазки детки!
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет
сороки, воробья, синицы и т. д.)
Игра «Кто как голос подает?»
Отвечай, да поскорей
Кто, как голос подает?
Цель: расширять словарный запас детей.
Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь
– свистит и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет.
У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобока.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная,. красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.
2 вариант: «Объясни словечко»
Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
Воробей маленький, а ворона – большая.
У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Чья у птицы голова?
Подскажи скорей слова.
Цель: расширять словарь детей употребляя притяжательные прилагательные.
У вороны – (воронья, вороний, у воробья – воробьиная и др.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много.
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного
и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
(Снегирь синичка дятел, сорока).
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Человеческие дети
Знают все на свете.
У человека – дети, а у птицы – птенцы.
У человека – нос, а у птицы – клюв.
У человека – ноги, а у птицы – лапы.
У животного – шерсть, а у птицы – перья.
Игра «Что умеют делать птицы?»
Что умеют делать птицы?
Кто ответит мне сейчас?
Ну-ка, быстро отвечай-ка
5---4---3---2---раз!
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Сорока (летает, стрекочет, прыгает, клюет)
Воробей, синица, дятел, воробей.
Игра «Дятел»
Педагог отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они
меняются ролями.
Игра «Расскажи»
Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.
Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она
размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие
дети отгадывают, о какой птице шел разговор.
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Фрукты
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Что за фрукты созрели на нем?
Растут ли эти фрукты на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Игра «Что где растет»
Есть всего один ответ,
Кто-то знает, кто-то нет.
Где растет яблоко, слива, груша и т. д.
Запомни: на дереве фрукты растут.
Лимон на лимоне, яблоки на яблоне, абрикосы на абрикосе, груши на груше
и т. д.
Цель: расширять словарный запас детей.
Игра «Прятки»
Повадились вороны фрукты воровать.
Понравилось им в прятки с нами играть.
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ.
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Чего нет на дереве? (Яблоки, груши,
сливы, апельсина и т. д.)
Игра «Подбери слово»
Дети все на свете знают
Что каким у нас бывает
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая… (яблоко, слива,
апельсин, лимон, персик)
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно – ласкательных суффиксов (яблоко – яблочко; лимон –
лимончик и т. д.).
Игра «Жадина»
Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с
существительными мой, моя, мои, мое. (Моя груша, мой лимон, апельсин,
мое яблоко, мои фрукты)
Игра «Из чего – какой?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его.
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных
и способов их образования. (сок из яблок – яблочный, из груш, апельсин,
слив и т. д. варенье из яблок, груш, слив, апельсин и т. д.)
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много.
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
именительного и родительного падежей.
Яблоко – яблоки – яблок; груша – груши – груш и т. д.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными (1, 2, 3, 4, 5 – груш, яблок, слив и т. д.)
Игра «Какого цвета предмет?»
Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом: красное – яблоко, оранжевый –
апельсин, желтый – лимон, зеленая груша, фиолетовая – слива.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепить название основных цветов.
Игра «Магазин»
Купите фрукт, чудесный фрукт!
Скажите лишь четыре слова –
Покупка к завтраку готова!
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Игра «Что лишнее»
Цель: учить детей исключать лишнее.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем
Их хлопками разделяем
Овощи
А у наших у ворот Чудо-дерево растет
Сколько разных овощей на нем растет
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть капуста и салат –
Наше дерево -ну просто клад.
Если слушал ты внимательно
Запомнил обязательно.
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Что растет в земле, а что на грядке
Подскажите мне ребятки?
Цель: расширять словарь детей, учить правильно употреблять предлоги.
Игра «Подскажи словечко»
Дети все на свете знают
Что, каким у нас бывает.
Морковь, какая? – вкусная, сочная, длинная, хрустящая, оранжевая…
Огурец, какой? – (помидор, лук, капуста и т. д.)
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовать
прилагательные с существительными в роде и числе.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Морковка – морковочка; огурец – огурчик; помидор – помидорчик; капуста –
капусточка, горох –, перец – перчик, редис –, чеснок – и т. д.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепить умения образовывать слова антонимы.
Помидор круглый, а морковь продолговатая
Помидор красный, а морковь…
Помидор мягкий, а морковь…
Помидор кислый, а морковь…
Помидор растет на земле, а морковь… (в земле)
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных
и способов их образования.
Сок из моркови – морковный; пюре из картошки – картофельное; запеканка
из капусты – капустная; салат из овощей – овощной; пюре из тыквы –
тыквенное, салат из огурцов – огуречный.
Игра «Какого цвета предметы?»
Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному,
обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.
красный – (помидор)
оранжевая – (морковь)
желтая – (репа)
зеленый – (огурец, горох)
коричневый – (картофель)
Игра «Жадина»
Цель: закрепить употребление притяжательных местоимений с
существительными: мой, моя, мои. (Моя репка, мой горох, мои помидоры и
т. д.).
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах.
Огурец – огурцы – огурцов, помидор – помидоры – помидоров и т. д.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными.
Один огурец, два огурца, три, четыре, пять огурцов. (Морковка, помидор,
горох и т. д.)
Игра «Подскажи словечко»
Я хочу с вами дети поиграть
Подскажите, как нужно с грядки урожай собрать?
Цель: активизировать глагольный словарь детей (таскают, копают, срезают,
рвут)
Игра «Прятки»
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Игра «Магазин»
Купите, огурец (помидор, свеклу, капусту и т. д.) для салата
Скажите лишь четыре слова – покупка к завтраку готова! (по цвету, форме,
величине, вкусу).
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Обувь
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Вместо фруктов на ветках обувь
Игры с обувью играй,
Их по картинкам вспоминай.
Если решили пойти погулять,
Что будем на ноги мы обувать?
Туфли, ботинки, кроссовки и боты.
Валенки, кеды выберет кто-то.
Кто-то резиновые сапоги
Быстро наденет на обе ноги.
Летом наденем мы босоножки,
Будет не жарко маленьким ножкам.
А если на улицу мы не выходим,
В тапках домашних по дому мы ходим.
Знаю я: обувью мы называем
То, что на ноги мы обуваем.
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его.
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных
и способов их образования.
Ботинки и туфли из кожи – кожаные.
Валенки и тапки из войлока –
Сапоги из резины –
Домашние тапочки из меха –, тапки из вельвета –, ботинки из замши – .
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного.
Был один, а станет много.
Цель: учить образовать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с
числительными.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог, четыре пары сапог, пять
пар сапог (тапочки, ботинки, туфли, валенки и т. д.)
Игра «Прятки»
Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ. (Сапог, туфлей тапочек и т. д.)
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Игра «Кто где?»
Что вверху здесь слева? Справа?
А внизу кто слева? Справа?
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Подарки»
Снеговику и бабочке по паре подари –
Зимнюю и летнюю обувь подбери.
Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет.
Цель: уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.
Обувь на фабрике (что делают) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает) – выбирает, примеряет,
покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает) – моет, чистит, вытирает, сушит.
Игра «Четвертый лишний»
Сандалии, туфли, сапоги, брюки.
Обувь моют, стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, гладят, чистят.
Игра «Магазин»
Обувь ты выбрал?
Подаришь по слову картинкам
– покупка готова!
(по цвету, величине, назвать части обуви, зимняя, летняя).
Цель: Учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Одежда
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Мы одежду называем,
Назывем все, что знаем:
шапка, шляпа и пальто
платье, шорты, юбка, шуба,
И про брюки не забудем
Мы одежду называем
Называем то, что знаем.
Игра «Скажи чего нет»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (на дереве нет,
шапки, платья и т. д.)
Игра «Наоборот»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их
образовывать.
Хочет Золушка попасть во дворец на бал.
Нужно, чтоб ее наряд подходящим стал.
Мы волшебной палочкой взмахнем, будет все наоборот.
Дети, помогайте, слова подбирайте:
Было платье старым, мятым и дырявым,
Станет платье новым, отглаженным и целым.
Узкий воротник станет широким вмиг,
И большой карман не нужен, станет маленьким он тут же,
А рукав короткий в длинный превратить сумеем.
Жесткий пояс очень мягким будет;
И про ткань на платье не забудем:
Темный, толстый материал светлым, тонким стал.
Грустной Золушка была – стать веселой смогла.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Из чего сделано?
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных
и способов их образования.
Игра «Какого цвета предметы?»
Что у нас какого цвета?
Мы расскажем вам об этом.
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному,
обозначающему цвет, закрепить название основных цветов. (Красный –
шарф, красное платье, красная кофта.)
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много.
Цель: учить образовать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах (носок – носки – носков, платье –
платья – платьев и т. д.)
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными.
1 майка, 2 майки, 3 майки, 4 майки, 5 маек
1 платье, 2 платья, 3 платья, 4платья, 5 платьев.
Есть всего один ответ,
Кто-то знает, кто-то нет.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Посуда
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
И на ветках чайник
Чашка и тарелка
Ложка, вилка и ведро
И кастрюля зацепилась
С поварешкой заодно
Это все посуда дети
Называйте поскорей
Что важней и что нужней!
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и
способов их образования.
Посуда из дерева – деревянная; из стекла, хрусталя, фарфора, металла,
пластмассы и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много
Цель: учить образовать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах.
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем.
(Одна, один, два, три и т. д.)
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с
числительными.
Игра «Горячий – холодный»
Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их
образовывать.
Сковорода тяжелая, а половник легкий.
Кастрюля большая, а чашка – …
Кувшин высокий, а стакан – …
Блюдце мелкое, а миска – …
Игра «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет.
Соль лежит в (солонке).
Хлеб лежит в (хлебнице).
Сахар лежит в (сахарнице).
Масло лежит в (масленке).
Салат лежит в (салатнице).
Селедка лежит в (селедочнице).
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).
Игра «Скажи, чего нет»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (На дереве нет
кастрюли, ложки, стакана, вилки и т. д.)
Игра «Для чего они нужны?»
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …
Скажешь о посуде красивое словечко –
За каждое словечко получай сердечко.
Цель: Учить составлять описательный рассказ.
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.