Лариса Казанцева
Дидактическое пособие «Домик настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие "Домик настроения"
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
Казанцева Лариса Николаевна
Дидактическое пособие «Музыкальный домик настроения» объединяет в себе несколько видов деятельности работы на этой доске: музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма; показ иллюстраций и портретов композиторов, поэтов, художников; музыкально – театральное творчество; изучение нотной грамоты.
Адресовано музыкальным руководителям детских садов и школ.
Публикация «Дидактическое пособие „Домик настроения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Для удобства подготовки к музыкальным занятиям, чтобы не загромождать себя столиками, пособиями, детскими музыкальными инструментами, раздаточным материалом для детей, театральными куклами, ширмой - используется этот «Музыкальный домик настроения».
«Музыкальный домик – настроения» - дидактическое пособие для дошкольников и младших школьников, предназначенное для использования на НОД по музыкальному развитию в детских садах для всех возрастных групп и на музыкальных занятиях для младших школьников в общеобразовательных школах. Пособие поможет музыкальным руководителям сделать занятия более содержательными и решить целый ряд важных учебно-воспитательных задач, таких как активизация процесса формирования интереса к музыке, развитие навыков восприятия музыкальных произведений, сказок, изучение нотной грамоты, стимулирование творческой деятельности.
Опираясь на свой педагогический опыт, педагог может предложить более разнообразные приемы игры.
К занятиям по музыкальному развитию я решила сделать для себя пособие, которое очень удобно и коммуникабельно служит для проведения музыкальных занятий.
Цель пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Форма работы
Групповая,
Индивидуальная.
Используются следующие виды деятельности:
Изучение нотной грамоты,
Игра на детской ионике,
Карточки настроения,
Выкладывание музыкально-ритмического рисунка на флонелеграфе или на магнитной доске,
Используется как ширма для музыкально-дидактических игр,
Используется для показа музыкальных сказок как на флонелеграфе так и на магнитной доске,
Является подставкой при слушании музыкальных произведений, иллюстраций и портретов.
«Музыкальный домик – настроения"
Домик сделан из досок – это нижняя часть игрового пособия в виде сколоченного ящика и верхней части «крыши» сделанный из фанеры, боковые части «крыши» - открыты.
На одной части «крыши» в верхнем левом углу расположен нотный стан с подвижными нотками на леске. Посередине магнитная доска, а в нижней части есть длинный прозрачный кармашек для карточек. На другой стороне находится фланелеграф, а наверху полочка для показа иллюстраций. Вверху домика расположена подвижная рамка для кукольного театра, «Домик» прикреплен на колесики.
Примерные музыкально-дидактические игры используемые на пособии
«Карточки – настроения».
С начала занятия предлагается ребятам выбрать карточку с веселым или грустным настроением, в зависимости от того с каким настроением ребенок пришел на занятие и положить в прозрачный кармашек. Педагог видя эти настроения может сориентироваться в проведении музыкального занятия, для того чтобы у всех детей после занятия настроение было хорошем.
А в конце - попросить ребят опять взять их и положить те же карточки в те же кармашки. Как практика показала, что в конце занятия у всех детей было хорошее настроение.
«Угадай, какой инструмент звучит».
Чтобы организовать музыкально-дидактическую игру на различение тембра, педагог подбирает несколько инструментов, контрастных по звучанию (барабан, металлофон, колокольчик, ложки деревянные, триола и т. д.). Играя на одном из них, он предлагает поочередно каждому участнику определить на слух, на каком инструменте он играет. В данной дидактической игре пособие играет роль ширмы.
«Догадайся, кто поет»
С детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Догадайся, кто поет», в которой воспитатель использует различные игрушки, изображающие птиц, животных и передающие их голоса. Если таких озвученных игрушек нет, то воспитатель сам озвучивает их, используя звукоподражание с голоса. При этом он прячет игрушки за «Музыкальный домик настроения», который служит в данном случае ширмой. Узнав животное, ребенок называет его и повторяет за взрослым звукоподражание («гав-гав», «му-му», «мяу-мяу» и т. д.). Затем педагог достает из-за ширмы игрушку, которая звучала, и показывает ее детям.
«Веселые куклы»
На занятия младших групп к детям всегда приходит какой-либо интересный персонаж в виде куклы би-ба-бо или плюшевой игрушки (Петушок, Бабушка-забавушка, Петрушка, Кошечка, Зайчик и т. д.) и поет для детей любимую песенку, рассказывает стихотворение, говорит потешку. Музыкальный руководитель открывая рамку для показа небольшого представления с этими куклами говорит слова:
«Бом-бом,
Бом-бом,
Открывается наш дом».
Дети сидят уже перед Домиком на полу и с интересом смотрят на представление. Также детям персонаж предлагает спеть с ним песенку, попевку, закличку, поплясать и т. д.
«Хорошо поем»
Музыкальный руководитель играет попевочку «Вот иду я вверх». В работе с ней музыкальный руководитель вместе с ребятами может по ноткам выложить мелодию этой попевки, либо выстроить музыкально – ритмический рисунок к ней, также дети могут проиграть мелодию на детской музыкальной ионнике, которая прикреплена к доске.
«Разные шапочки»
Пособие для определения жанра музыки. На фланелеграф или на магнитную сторону прикрепляется рисунок шапок: буденовка, красная шапочка, шапочка клоуна. Слушая произведения этих жанров (например, произведения Д. Кабалевского «Кавалерийская» «Вальс», «Клоуны», дети раскладывают шапочки в той последовательности, в какой исполнялись произведения.
«Определи части в музыке»
Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения частей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе или на доску. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами одинакового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.
«Громко — тихо»
Пособие дает представление о динамических изменениях в музыке. Представление о разной силе звучания музыки связывается у детей с разной силой звучания музыкального инструмента (громкое звучание, не очень громкое и тихое). Дается изображение большого, среднего и маленького аккордеона или какого-либо другого музыкального инструмента. Дети выкладывают ту карточку, которая соответствует данной силе звучания инструмента, большому, среднему или маленькому аккордеону.
«Сложи ритм»
Для формирования представлений о ритме можно использовать пособие, которое состоит из цветных полосок, разных по величине и цвету (10 одинаковых по цвету и 20 другого цвета по величине в два раза меньше). После повторного исполнения знакомой попевки («Скок, скок, поскок», «Сорока-сорока», русские народные мелодии и др.) дети отстукивают ритм (кубиками, хлопают в ладошки, палочками и т. д., а затем выкладывают полоски на флонелеграфе или на магнитной доске в соответствии с ритмом каждой. музыкальной фразы: большими обозначают долгие звуки, а маленькими — короткие.
«Узнай песенку»
В старшем дошкольном возрасте можно предложить поиграть в музыкально-дидактическую игру «Узнай песенку». Эта игра развивает музыкальную память, побуждает детей к различению и запоминанию ритмического рисунка несложных попевок. Игра проводится следующим образом. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию попевки или песенки на детской ионике, которая закреплена на одной из сторон «Музыкального домика – настроения». Дети отгадывают и даже играют ту же мелодию на этом музыкальном инструменте по мере выученных нот на музыкальных занятиях.
«Угадай звуки»
Также на ионике есть картинки животных и музыкальных инструментов. Музыкальный руководитель загадывает загадки, а кто-нибудь из детей нажимает правильную кнопку с исходящим звуком (загадка про собаку – «гав-гав», загадка про балалайку – звуки балалайки и т. п.).
Данное дидактическое пособие применяется на музыкальных занятиях с детьми с многочисленным преимущественным использованием.
К ним относятся:
• информационная емкость - насыщенность содержания, возможность на одном занятии разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
• компактность - в качестве большого объёма различных карточек, иллюстраций и предметов по театрализованной деятельности, компактность и удобство для быстрого применения их на занятиях;
• доступность - достоинства пособия в том, что ее просто сделать из строительного материала;
• наглядность и эмоциональная привлекательность - дают возможность представить информацию в удобной для восприятия последовательности и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, которые создадут у дошкольников и школьников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
• мобильность – мобильность в том, что пособие можно легким движением перевернуть нужной частью к детям;
многофункциональность - «Музыкальный домик – настроения» предназначен для музыкально-дидактических игр, он помогает сформировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Данное пособие объединяет все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на детской ионике.