Екатерина Озерова
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы:
Данное пособие - представляет собой плоскостное изображение дерева с тремя корзинками и карточками-яблочками с изображенными внутри картинками. Чудо-дерево может использоваться воспитателями, учителями-логопедами в дошкольных учреждениях в таких формах работы, как подгрупповая, индивидуальная и самостоятельная деятельность детей.
Цель использования данного пособия - развитие речи дошкольников.
Задачи:
1. Обогащение и активизация словаря детей.
Публикация «Дидактическое пособие „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2017
2. Развитие фонематических процессов и формирование навыка звукового анализа и синтеза (умение определять место звука в слове, дифференцировать звуки);
3. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
4. Развитие внимания, памяти, мышления (обобщение, классификация, сравнение, синтез и анализ)
5. Развитие лексико-грамматических категорий (употребление существительных в единственном и множественном числах, в различных падежах; образование притяжательных и относительных прилагательных; согласование существительных с числительными)
6. Развитие связной речи детей
7. Воспитание интереса к речевой деятельности.
Оборудование:
Плоскостное изображение дерева с тремя корзинками на железной основе
Магнитные карточки – яблочки с изображением различных предметов ( по темам: мебель, одежда, обувь, головные уборы, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, домашние, зимующие и перелетные птицы, транспорт, профессии)
Указка
Цветные ладошки (красная и зеленая)
Магнитные цифры (1,2,3,4,5,7,9)
Магнитные куклы (мальчик и две девочки)
Виды игр-заданий:
Для младшего и среднего дошкольного возраста:
1. «Назови картинку»
Педагог предлагает детям назвать предметы, изображенные на яблочке хором или индивидуально
2. «Громко-тихо»
Дети называют предмет в яблочке громко или тихо по знаку педагога (красная ладошка – громко, зеленая ладошка - тихо)
3. «Найди картинку»
Ребенку предлагают выбрать яблочки с изображением одежды, овощей, фруктов, животных, птиц
4. «Укрась яблоню»
Необходимо найти яблочко с предметом на определенный звук ( рекомендуемые звуки: гласные (а,о,у,ы,и) и согласные (все, кроме шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ, соноров (Р,Рь,Л,Ль). Начиная со средней группы можно включать свистящие звуки (С,З,Ц)
5. «Съедобное - несъедобное»
Дети выбирают яблочки с изображением съедобных или, наоборот, несъедобных предметов.
6. «Что взял Мишка?
Дети запоминают выложенные яблочки с изображением тех или иных предметов (не более 5). Затем педагог предлагает детям назвать убранные им карточки (не более 2-х)
7. Можно использовать так же загадки с рифмованной отгадкой
8. Подарки для Сони и Зои
На правую сторону дерева выкладываем яблочки- карточки в, названии которых есть звук С – это подарки для Сони. А на левую сторону дерева выложить все карточки, в названии которых спрятался звук З – это подарки для Зои.
9. «Назови одним словом»
Педагог выкладывает предметы и просит детей сначала перечислить, а затем обобщить и назвать одним словом (морковь, картошка, капуста, лук – это овощи)
10. «Назови ласково»
Детям предлагается употреблять слова в уменьшительно-ласкательном значении (стул-стульчик, стол-столик и т. д.)
11. «Кто что умеет делать?»
Дети подбирают глаголы, обозначающие действия животных: журавли-курлычат, ворона-каркает, синица-тинькает, воробей-чирикает, кошка-мурлычит, корова-мычит и т. д.
12. «Какой? Какая? Какие?»
Употребление относительных прилагательных. Ребенок называет как можно больше прилагательных к выставленной карточке. Пбедитель получает фишку.
Со старшего дошкольного возраста спектр игр с данным пособием расширяется :
1. «По дорожке я пошел, и игрушки я нашел»
Дети должны выбрать все карточки, которые можно отнести к овощам, фруктам домашним животным и т. д.
2. «Чего не стало?»
Детям предлагается запомнить 10 карточек, а затем назвать убранные педагогом карточки. Обратить внимание при этом на употребление слов в родительном падеже (не стало дивана, стула, мебели и т. д.)
3. «Волшебная палочка»
Педагог предлагает ребенку, дотронувшись волшебной палочкой до карточки, создать из одного предмета – много (капуста-капусты, диван-диваны и т. д.)
4. «Загадай слово»
Дети по предварительному образцу взрослого описывают одну из нескольких карточек, не называя её. Остальные дети должны догадаться, о чем говорит ребенок. (Пушистый, лакает молоко, мурлычет – это…кошка)
5. «Кто понятней и лучше объяснит иностранцу»
Дети описывают внешний вид, свойства и назначение предметов.
6. «Подружи слова»
Необходимо объединить слова в связное предложение. Побеждает тот, у кого получилось грамотное предложение с использованием как можно большего количества слов-карточек.
7. «Исправь ошибки Незнайки»
Дети исправляют неправильные предложения (Я ободрал яблоки с яблони)
8. «Чьё? Чьё? Моё!» ( образование притяжательных прилагательных: хвост птичий, бычий, лисий и т. д.)
9. «Магазин»
Необходимо купить карточки, в названии которых спрятался заданный звук
10. «Распутай слова»
Педагог в словах меняет слоги местами, а дети на слух определяют и называют предмет (мосакат-самокат)
11. «Четвертый лишний»
1варианта - определяем по видовому признаку (морковь, картофель, капуста – это овощи, а груша лишняя, потому что это фрукт)
2 вариант – по наличию заданного звука (самолет, сумка, совок, шапка)
12. «В начале или в конце?»
Определить место звука в слове на выложенных карточках, если в конце – ребенок поднимает мизинец, если в начале – большой палец.
13. «Корзиночки»
Делим слова на слоги. В корзиночку с одним листиком выкладываем карточки, в названии которых один слог, в корзинку с двумя листочками – слова с двумя с двумя слогами, с тремя листочками – три слога, если больше слогов, выкладываем под корзинки.
14. «Подружи Шуру и Соню» (Рому и Ладу, Женю и Зою, Соню и Зою и др.)
Распределить карточки в названии которых звуки С и Ш по обеим сторонам дерева. Соне – самолет, стол, стул, Шуре – шапку, шубу и т. д.
15. «1-2-3 – правильно скажи!»
Педагог выкладывает карточки в разные корзинки, при этом корзинки отмечает цифрами. Дети, правильно согласуя существительные с числительными, должны назвать предметы. В корзинке с цифрой 2– два стула, два стола и д. В корзинке с цифрой 3 – три стула, три стола и т. д. В корзинке с цифрой 5 – пять стульев, пять столов и т. д.
16. «Скажи по-другому»
Детям предлагается назвать синонимы слов, изображенных на карточках (врач-доктор, шофер-водитель)
17. «Кто больше действий назовет»
Дети подбирают глаголы, обозначающие действия. Например, кошка – ловит, царапается, мурлычет, мяукает и др. Что можно делать с цветами? Рвать, нюхать, поливать, удобрять, любоваться)