Галина Кравцова
Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Обслуживающий труд
5 класс
Дидактический сценарий урока «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани».
Составила Галина Васильевна Кравцова
Учитель технологии
МБОУ «СШ им. Д. И. Коротчаева» г. Нового Уренгоя
Цели:
• Освоение основных видов отделки ткани, способов определения лицевой и изнаночной сторон ткани;
Публикация «Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе „Отделка ткани, Лицевая и изнаночная стороны ткани“» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Формирование деятельностных способностей вступления в коммуникацию в процессе поиска решения поставленной задачи, анализа и сравнения данных вовремя выполнения лабораторной работы, фронтального обсуждения материала и работы с таблицами;
• Обеспечение опыта участия школьников в исследовании образцов тканей по рисунку, блеску, ворсу, кромке, чистоте отделки для определения у нее лицевой и изнаночной сторон.
Описание осваиваемого способа.
1. Для улучшения качества и свойств, придания ткани товарного вида выполняют отделку ткани.
2. В зависимости от способа отделки получают разнообразные ткани (отбеленную, гладкоокрашенную, набивную, пестротканую).
3. Готовая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.
4. Стороны в ткани определяют по следующим признакам :
• рисунку;
• блеску;
• ворсу;
• кромке;
• чистоте отделки.
Чем владеют учащиеся к началу урока.
Учащиеся должны:
знать:
• строение ткани (основа, уток, кромка);
• что такое ткацкое переплетение;
• что такое пряжа;
уметь:
• определить нити основы и утка в ткани;
• определить кромку в ткани.
Учебные материалы:
основные:
параграф 9 «Отделка ткани» с. 74-75 учебного пособия «Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс»;
таблица «Виды тканей по способу отделки» (приложение 1);
таблица «Стороны ткани» (приложение 2);
дополнительные:
образцы суровой ткани из коллекций льняной и хлопчатобумажной тканей;
наборы лоскутов тканей для исследования на парты (различной по виду отделки);
рабочие тетради, клей ПВА, ножницы.
Характер и содержание учебной задачи, обеспечивающей создание ситуации учения/обучения.
Детям раздаются коробочки с образцами ткани (отбеленной, набивной, гладкоокрашенной, пестротканой, ткани с блеском)
Вариативный план работы с заданием.
После ознакомления с заданием учащиеся могут поступить следующим образом:
1. Сразу же приступят к выполнению задания. Правильно определят лицевую сторону у набивной ткани, а насчет отбеленной, гладкоокрашенной решат, что не имеет значения, какая сторона лицевая. А, значит, любая сторона может быть лицевой.
2. Набивную определят. А насчет остальных образцов решат, что не хватает необходимых знаний для выполнения задания.
Действия учителя:
Учитель заостряет внимание, почему же дети не могут определить лицевую сторону у всех образцов) (Потому что все ткани разные)
-А в чем же их отличие?
Варианты ответов:
• по цвету;
• по рисунку (может быть рисунок, а может и не быть);
• одна ткань блестит, а другая нет;
• одна с ворсинками, волосками, а другая нет;
- Как же вы определили лицевую сторону у ткани с рисунком? (На лицевой стороне он более четкий, яркий)
- Хватает ли у вас знаний, чтобы определить лицевую сторону у всех образцов тканей?
Констатация факта неудачи.
Действия педагога по преодолению препятствий к выполнению задания.
Под руководством учителя дети изучают процессы, основную цель отделки ткани :
• предварительная отделка (работа с образцами суровой ткани, чтобы понять, для чего нужно выполнить дальнейшую отделку ткани);
• отбеливание рассматривание образцов);
• окрашивание (работа с образцами гладкоокрашенных тканей);
• нанесение рисунка (работа с образцами набивной ткани);
• зак5лючительная отделка (придание блеска; ворс и другие свойства ткани);
Работая с таблицей «Виды ткани по способу отделки» дети приходят к выводу, что в результате отделки ткань бывает отбеленная, гладкоокрашенная, набивная, пестротканая. Особое внимание уделяется пестротканой ткани. Опираясь на полученные ранее знания о строении ткани, учитель заостряет внимание детей на том, что при получении пестротканой ткани окрашивают не ткань, а пряжу. Как правило, это ткань в клетку или полоску.
Дается несколько заданий на распознавание клетки набивной и пестротканой.
- У каких тканей вам не удалось определить лицевую сторону? (Пестротканых, отбеленных, гладкоокрашенных)
Заказ на знание как средство решения задачи.
Овладение знанием.
Работа с таблицей «Стороны ткани» (каждый пункт таблицы разбирается на конкретном образце из коробочки - дети работают с коллекцией в парах).
Решение задачи учащимися.
Дети должны положить все лоскутки из коробочки лицевой стороной наверх на парте (в парах).
Рефлексия учащимися своих представлений и способов работы с предметным материалом.
В рамках рефлексии учащиеся высказывают мнение, что перед тем, как выполнить определение лицевой и изнаночной сторон у ткани необходимо определить
• вид ткани по способу отделки;
• у набивной ткани лицевая сторона имеет четкий и более яркий рисунок;
• у отбеленной, гладкоокрашенной, пестротканой ткани лицевая сторона имеет следующие выраженные признаки : блестит, с длинным ворсом, имеет гладкую поверхность кромки, гладкую поверхность без узелков и ворсинок.
Учитель заостряет внимание на том, что любая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.
Анализируя процесс выполнения и качество задания, учитель обращает внимание на:
• правильность определения лицевой и изнаночной сторон у всех образцов тканей;
• вклеивание образцов по нити основы;
• аккуратность выполнения работы;
• определение способа отделки ткани (особенно в тканях в клетку и в полоску).
Варианты дальнейших образовательных шагов.
С целью дальнейшего обогащения опыта определения лицевой и изнаночной сторон ткани на последующих уроках («Машинные швы», «Раскрой изделия») планируется перед работой с тканью определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Приложение 1
Виды тканей по способу отделки
Отбеленная Гладкоокрашенная Набивная Пестротканая
Получают в процессе отбеливания Получают в процессе окрашивания в один цвет Получают в процессе нанесения рисунка с помощью печатных машин Получают в процессе окрашивания пряжи в разные цвета
Приложение 2
Стороны ткани
Лицевая Изнаночная
Четкий и яркий рисунок Нечеткий и бледный рисунок
Поверхность с блеском Матовая поверхность
Поверхность с длинным ворсом Поверхность гладкая или с коротким ворсом
Гладкая поверхность кромки Шероховатая поверхность кромки
Гладкая поверхность Поверхность с узелками и ворсинками