МААМ-картинки

Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»

Галина Кравцова
Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»
▼ Скачать + Заказать документы

Обслуживающий труд

5 класс

Дидактический сценарий урока «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани».

Составила Галина Васильевна Кравцова

Учитель технологии

МБОУ «СШ им. Д. И. Коротчаева» г. Нового Уренгоя

Цели:

• Освоение основных видов отделки ткани, способов определения лицевой и изнаночной сторон ткани;

Публикация «Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе „Отделка ткани, Лицевая и изнаночная стороны ткани“» размещена в разделах

• Формирование деятельностных способностей вступления в коммуникацию в процессе поиска решения поставленной задачи, анализа и сравнения данных вовремя выполнения лабораторной работы, фронтального обсуждения материала и работы с таблицами;

• Обеспечение опыта участия школьников в исследовании образцов тканей по рисунку, блеску, ворсу, кромке, чистоте отделки для определения у нее лицевой и изнаночной сторон.

Описание осваиваемого способа.

1. Для улучшения качества и свойств, придания ткани товарного вида выполняют отделку ткани.

2. В зависимости от способа отделки получают разнообразные ткани (отбеленную, гладкоокрашенную, набивную, пестротканую).

3. Готовая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

4. Стороны в ткани определяют по следующим признакам :

• рисунку;

• блеску;

• ворсу;

• кромке;

• чистоте отделки.

Чем владеют учащиеся к началу урока.

Учащиеся должны:

знать:

• строение ткани (основа, уток, кромка);

• что такое ткацкое переплетение;

• что такое пряжа;

уметь:

• определить нити основы и утка в ткани;

• определить кромку в ткани.

Учебные материалы:

основные:

параграф 9 «Отделка ткани» с. 74-75 учебного пособия «Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс»;

таблица «Виды тканей по способу отделки» (приложение 1);

таблица «Стороны ткани» (приложение 2);

дополнительные:

образцы суровой ткани из коллекций льняной и хлопчатобумажной тканей;

наборы лоскутов тканей для исследования на парты (различной по виду отделки);

рабочие тетради, клей ПВА, ножницы.

Характер и содержание учебной задачи, обеспечивающей создание ситуации учения/обучения.

Детям раздаются коробочки с образцами ткани (отбеленной, набивной, гладкоокрашенной, пестротканой, ткани с блеском)

Вариативный план работы с заданием.

После ознакомления с заданием учащиеся могут поступить следующим образом:

1. Сразу же приступят к выполнению задания. Правильно определят лицевую сторону у набивной ткани, а насчет отбеленной, гладкоокрашенной решат, что не имеет значения, какая сторона лицевая. А, значит, любая сторона может быть лицевой.

2. Набивную определят. А насчет остальных образцов решат, что не хватает необходимых знаний для выполнения задания.

Действия учителя:

Учитель заостряет внимание, почему же дети не могут определить лицевую сторону у всех образцов) (Потому что все ткани разные)

-А в чем же их отличие?

Варианты ответов:

• по цвету;

• по рисунку (может быть рисунок, а может и не быть);

• одна ткань блестит, а другая нет;

• одна с ворсинками, волосками, а другая нет;

- Как же вы определили лицевую сторону у ткани с рисунком? (На лицевой стороне он более четкий, яркий)

- Хватает ли у вас знаний, чтобы определить лицевую сторону у всех образцов тканей?

Констатация факта неудачи.

Действия педагога по преодолению препятствий к выполнению задания.

Под руководством учителя дети изучают процессы, основную цель отделки ткани :

• предварительная отделка (работа с образцами суровой ткани, чтобы понять, для чего нужно выполнить дальнейшую отделку ткани);

• отбеливание рассматривание образцов);

• окрашивание (работа с образцами гладкоокрашенных тканей);

• нанесение рисунка (работа с образцами набивной ткани);

• зак5лючительная отделка (придание блеска; ворс и другие свойства ткани);

Работая с таблицей «Виды ткани по способу отделки» дети приходят к выводу, что в результате отделки ткань бывает отбеленная, гладкоокрашенная, набивная, пестротканая. Особое внимание уделяется пестротканой ткани. Опираясь на полученные ранее знания о строении ткани, учитель заостряет внимание детей на том, что при получении пестротканой ткани окрашивают не ткань, а пряжу. Как правило, это ткань в клетку или полоску.

Дается несколько заданий на распознавание клетки набивной и пестротканой.

- У каких тканей вам не удалось определить лицевую сторону? (Пестротканых, отбеленных, гладкоокрашенных)

Заказ на знание как средство решения задачи.

Овладение знанием.

Работа с таблицей «Стороны ткани» (каждый пункт таблицы разбирается на конкретном образце из коробочки - дети работают с коллекцией в парах).

Решение задачи учащимися.

Дети должны положить все лоскутки из коробочки лицевой стороной наверх на парте (в парах).

Рефлексия учащимися своих представлений и способов работы с предметным материалом.

В рамках рефлексии учащиеся высказывают мнение, что перед тем, как выполнить определение лицевой и изнаночной сторон у ткани необходимо определить

• вид ткани по способу отделки;

• у набивной ткани лицевая сторона имеет четкий и более яркий рисунок;

• у отбеленной, гладкоокрашенной, пестротканой ткани лицевая сторона имеет следующие выраженные признаки : блестит, с длинным ворсом, имеет гладкую поверхность кромки, гладкую поверхность без узелков и ворсинок.

Учитель заостряет внимание на том, что любая ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

Анализируя процесс выполнения и качество задания, учитель обращает внимание на:

• правильность определения лицевой и изнаночной сторон у всех образцов тканей;

• вклеивание образцов по нити основы;

• аккуратность выполнения работы;

• определение способа отделки ткани (особенно в тканях в клетку и в полоску).

Варианты дальнейших образовательных шагов.

С целью дальнейшего обогащения опыта определения лицевой и изнаночной сторон ткани на последующих уроках («Машинные швы», «Раскрой изделия») планируется перед работой с тканью определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Приложение 1

Виды тканей по способу отделки

Отбеленная Гладкоокрашенная Набивная Пестротканая

Получают в процессе отбеливания Получают в процессе окрашивания в один цвет Получают в процессе нанесения рисунка с помощью печатных машин Получают в процессе окрашивания пряжи в разные цвета

Приложение 2

Стороны ткани

Лицевая Изнаночная

Четкий и яркий рисунок Нечеткий и бледный рисунок

Поверхность с блеском Матовая поверхность

Поверхность с длинным ворсом Поверхность гладкая или с коротким ворсом

Гладкая поверхность кромки Шероховатая поверхность кромки

Гладкая поверхность Поверхность с узелками и ворсинками

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классеФотоотчёт о проведении урока по технологии «Обрывная аппликация» в 3 классе Добрый день, дорогие друзья! Рада Вас приветствовать в своём блоге. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о проведении урока технологии в.

Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.

Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 1 классе «Новые гнезда» Тема: Новые гнезда" Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: -Развивать пространственное мышление, логическое мышление. -Развивать усидчивость,.

Конспект урока технологии в 3 классе «Игрушки из бумаги в технике оригами» Конспект урока технологии 3 КЛАСС 1. Тема урока: Конструирование из модулей. 2. Изделие, выполняемое на уроке: ёлочка, снежинка, звездочка.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока технологии во 2 классе «Выполнение мозаики из ватных шариков» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 29.10. 2014 г. Класс: 2 «Г» Тема. Выполнение.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 22:27
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический сценарий урока технологии в 5 классе «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кравцова (УИ 1369907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД