Елена Чегодаева
Опыт работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Поэт Николай Луконин сказал: «Всё хорошее в людях из детства!» и с этим невозможно не согласиться. Ведь именно детство та благодатная почва, на которой семена дают всходы. Чем раньше мы начнём её поливать, тем быстрее они прорастут и появятся ростки.
Николаева С. Н., автор многих программ по экологии, выделяя главный смысл экологического воспитания дошкольников, говорит, что «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни»
Публикация «Опыт работы „Дидактические игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формированием начал экологической культуры я занимаюсь на протяжении многих лет. Последние два года особое внимание уделяю дидактическим играм с экологическим содержанием.
Игра, как ведущий вид деятельности для дошкольников, никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
Подготовку к игре я начинаю с отбора игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
устанавливаю соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
определяю удобное время проведения дидактической игры;
выбираю место для игры;
готовлю необходимый дидактический материал для выбранной игры;
готовлюсь к игре сама.
Когда с детьми начинаем играть, в первую очередь, знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будем использовать в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняю знания и представления детей о них); объясняю ход и правила игры.
После каждой игры я провожу анализ, с целью определения эффективности используемых приемов. Это помогает мне совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.
Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр. дидактические игрушки, разнообразный природный материал, различные лото, разрезные картинки.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, которые я использую в свой работе с дошкольниками :
• дидактические игры с предметами «Что сначала - что потом», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;
• настольно-печатные игры «Времена года», «Кто где живет», «Выбери нужное» «Четыре картинки» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
• словесные игры «Зверь, рыба, птица, небылица», «Воздух, вода земля», «Кто больше?», «Плавает, не плавает», «Я знаю» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.
В моей группе есть игровой комплекс «Волшебный экран», в который включено очень много игр экологической направленности. Игровой комплекс является современным и эффективным средством в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Дидактические игры являются неотъемлемой частью экологических проектов. В процессе работы над проектами мною было использовано много различных игр. Проект «Я садовником родился» позволил воспитанникам более углубленно познакомиться с цветами, которые мы выращиваем на нашей клумбе. Дидактические игры «Найди по описанию», «Найди, о чем расскажу», «Что, где растет?», «Я садовником родился…», «Узнай растение».
«Четвертый лишний», «Собери букет» помогли детям закрепить знания о внешнем виде цветка, о его строении.
Работая над проектом «Мы природу уважаем, мусорить не разрешаем», дошкольники познакомились с раздельным сбором мусора и для чего это нужно. Детям очень понравилась игра «Рассортируй мусор» Ребята приняли активное участие в изготовлении атрибутов к этой игре.
Дидактическая игра может быть включена в любой вид детской деятельности с экологическим содержанием. В качестве примера можно привести проведение природоохранных акций. В нашем детском саду проходил ряд акций: «Семечко и зёрнышко про запас» по сбору семян цветов, плодов, ягод, зерна для подкормки птиц зимой, «Сохраним мордовские леса» - дети собирали макулатуру. В ходе акций были проведены игры – «Птичья столовая», игра-эксперимент «Как сделать бумагу из макулатуры».
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В результате проделанной работы, дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Считаю, что результаты и материалы настоящего опыта можно применять в работе с детьми и использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М. : Просвещение. 1997.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.