Людмила Зарубина
Дидактические игры в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Публикация «Дидактические игры в воспитании детей» размещена в разделах
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.
Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребёнка. Предлагаю варианты игр, направленных на умственное развитие ребёнка при подготовке его к школе.
Игра, развивающая память
«Рисуем по памяти узоры»
Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребёнка две минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.
Игры, развивающие логическое мышление
«Зоологическое лото»
Кто живёт в воде, в земле, в пустыне, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.
«Что кому нужно?»
Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.
«Когда это бывает?»
Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т. д.).
«Что лишнее?»
Ребёнку даётся ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:
1. Что лишнее?
2. Почему? Назови отличительный признак.
Игры, развивающие речь
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол и т. д.
Ведущий: рыба
Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т. д.
(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т. д.)
«Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.
Для игры необходимы фишки.
Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый.
Вперёд – назад; высоко - низко; узкий – широкий; вверх – вниз; вправо – влево.
День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
Игра, развивающая внимание
«Съедобное - несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребёнку, что вы будете показывать картинку по очереди, а они – хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.
Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.
Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.
Дорогие родители, некоторые из этих игр не требуют траты времени и особых условий. В эти игры можно играть с ребёнком по дороге в детский сад, сидя дома на диванчике в минуты отдыха. Уделяйте побольше внимания своим деткам, любите их, и они ответят Вам тем же.