Лидия Франк
Дидактические игры в коррекционной работе по развитию познавательных интересов младших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать
Дидактические игры в коррекционной работе по развитию познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Didactic games in correctional work on the development of cognitive interests of preschool children with speech disorders.
Публикация «Дидактические игры в коррекционной работе по развитию познавательных интересов младших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Автор: Франк Лидия Владимировна, Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, г. Красноярск, должность – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, сот. тел. 8-908-218-95-78, E-mail : lidya.frank@mail,ru.
Аннотация
В статье представлены материалы из опыта работы учителя-дефектолога по развитию познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры, которые развивают сенсорные способности малыша, его логическое мышление и творческое воображение, знакомят с предметами и явлениями окружающей действительности, наполняют ребенка яркими впечатлениями и сведениями, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, необходимых для будущего обучения в школе. Предложенное примерное тематическое планирование занятий, пример варианта календарно – тематического планирования, рекомендации по их организации, могут использоваться с учетом состава обучающихся и материально-технических условий образовательной организации.
Ключевые слова: познавательные интересы, развитие познавательных интересов, нарушение речи, дидактические игры, коррекционная работа, примерное календарно-тематическое планирование.
Annotation
The article presents materials from the experience of a defectologist teacher on the development of cognitive interests of preschool children through didactic games that develop the sensory abilities of the baby, his logical thinking and creative imagination, introduce objects and phenomena of the surrounding reality, fill the child with vivid impressions and information that serve as the basis for further acquisition of the knowledge system necessary for future schooling. The proposed approximate thematic planning of classes, an example of a variant of calendar and thematic planning, recommendations for their organization, can be used taking into account the composition of students and the material and technical conditions of the educational organization.
Keywords : cognitive interests, development of cognitive interests, speech impairment, didactic games, correctional work, approximate calendar and thematic planning.
Младший дошкольный возраст – важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Именно в этом возрасте ребенок интересуется предметами и явлениями окружающей действительности, наполняется яркими впечатлениями и сведениями, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, необходимые для будущего обучения в школе.
Основной целью познавательного развития дошкольников является развитие их познавательных интересов и потребностей. У детей дошкольного возраста творческой познавательной деятельностью является игра. В игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает игровую деятельность важнейшим средством всестороннего развития дошкольников.
Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование помогает восприятию материала, и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, цвет, величину). Действия с игрушками, с предметами закладывают основу сюжетно-ролевой игры и имеют огромное значение для общего психического развития детей.
В процессе самостоятельной деятельности и в результате коррекционного обучения у ребенка формируются первичные представления о предметах, их качествах, накапливаются знания об окружающих явлениях, формируются различные привычки, правила поведения. Ориентируясь на его возраст и развитие, педагог дает ребенку информацию, предлагает дидактические игры, благодаря которым ребенок сможет глубже изучить окружающий мир.
Группы детей для коррекционной работы с учителем-дефектологом в условиях Центра формируются с учетом структуры нарушения развития, вида нарушения речи и особенностей познавательного интереса на основе заключения и рекомендаций ПМПК. Дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью, истощаемостью, низкой работоспособностью, снижением интереса во время занятий и нуждаются в постоянном стимулировании своей деятельности. Для преодоления имеющихся проблем, мы используем в коррекционной работе дидактические игры, занимательные упражнения.
Занятия проводятся два раза в неделю, на каждом из которых используются дидактические игры.
Предлагаю вам тематическое планирование занятий по развитию познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по некоторым лексическим темам (табл. 1) и пример варианта календарно – тематического планирования (табл. 2).
Таблица 1
Тематическое планирование.
Тема Дидактическая игра
На различение цвета На различение формы На различение величины Часть и целое Количественные представления
Игрушки «скажи, какого цвета?», «положи все красные (синие, зеленые, желтые)», «чудесный мешочек», «разноцветные комнаты» «выбери мячи», «выбери кубики», «что – куда?», «закрой крышкой», «что катится, что не катится?», «спрячь кубик (шарик)» «положи в коробку», «большой – маленький»,
«возьми большой (маленький)»
«матрешка», «какая кукла в какой машине поедет» «почини машину», «собери части», «сделай целую картинку» «один – много», «посчитай, покажи столько пальчиков», «где сколько?», «разложи правильно».
Одежда «разложи в цветные шкафчики»,
«чей колпачок», «одень куклам платья», «что бывает такого цвета?», «подбери к своему цвету» «отремонтируй одежду», «подбери заплатку», «на какую фигуру похоже?», «найди одинаковые» «разложи правильно», «большая – маленькая», «разложи в шкаф», «одень кукол», «найди пару» «собери картинку» «сделай целое», «сшей платье» «сколько шапочек и шарфиков», «посчитай пуговицы», «чего больше?»
Мебель «постели скатерти», «какого цвета?», «помоги кукле расставить мебель», «на какой диван сядут куклы?», подбери покрывала к кроватям» «положи салфетки на стол», «найди тень», «покажи мишкам их стулья (кровати)», «расставь стулья к столам», «подбери подушки к диванам» «посади куклу на стул», «посади куклу за стол», «все большие (маленькие)
«сделаем диванчики для кукол» «сломался стул (стол, шкаф, кровать)», «сделай целое», «помоги кукле» «один, много», «хвати – ли салфеток на столы?», «чего больше (меньше?», «веселый счет»
Посуда «подбери чашки к блюдцам», «из какой чашки пьет чай кукла?», «разноцветная посуда», «какой крышкой закрыть кастрюлю?» «на какую фигуру похоже?», «укрась посуду», «сделай одинаково» «подбери крышки к кастрюлям», «расставь посуду на столы», «поставь в шкаф», «что куда?» «разбилась тарелка», «собери картинку», «часть и целое» «посчитай чашки (блюдца, ложки, тарелки)», «один – много», «хватит – ли блюдец?», «разложи ложки к тарелкам»
Таблица 2
Примерный вариант календарно-тематического планирования.
№ Тема занятия Задачи занятия Содержание: методы, приемы коррекционно – педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) Развивающая предметно – пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) Деятельность ребенка Количество часов Дата
1.
Предметно – игровые действия с кубом и шаром Формировать целостный образ предметов, умение различать объемные формы (шар, кубик) предметов формировать умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик;
- формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать
Формировать умение соотносить предметы по форме и величине, подбирая крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная,
Формировать умение соотносить предметы по форме работая с вкладками разной формы и величины
Учить складывать разрезную картинку из двух частей Д/и «Дай, что катится», «Возьми, что не катится»
Д/и «закрой коробочки крышечками»
Д/ и «Спрячь шарик», «Спрячь кубик»
Д/и «Где чей домик?»
Д/и «Собери целое»
Игрушки: мячи, шары (пластмассовые, кубики
Набор коробочек, баночек с крышками – круглыми и квадратными, разного размера
Баночки с крышками, коробочки такой же величины, с крышками, шарики, кубики
Коробка форм (шары, кубики)
Разрезная картинка мяча и целая картинка такого же мяча, разрезная картинка кубика и целая картинка такого же кубика Выделяет объемные формы (шар, куб) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого
По подражанию действиям взрослого подбирает крышки к баночкам и коробочкам, взрослый проговаривает форму крышки и баночки, крышки и коробки
Выполняет действия по подражанию, соотнеся форму крышки и форму коробки, оречевляет свои действия, сопряженно с педагогом
проталкивает объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб, взрослый проговаривает слова: «шар», «куб»
По подражанию действиям взрослого соединяет две части разрезной картинки (мяч, кубик) 1
1
1
1
2.
Основные признаки предметов (одежды); группировка предметов по признакам в процессе предметно – практической деятельности
Знакомить с отдельными предметами одежды (рубашка, штаны, шапка, куртка, шарф)
Учить выделять (называть) отдельные предметы одежды, признаки одежды (по величине, цвету)
Д/и «Разложи правильно» - большой, маленький,
Д/и «Что куда?»
Д/и «отремонтируй одежду»
Картинки одежды – большие и маленькие; картинка коробок – большая и маленькая; ( можно реальные предметы: одежда и коробки, разные по размеру)
Картинки одежды по цвету: красная и синяя, коробки – красная и синяя, одинакового размера
Вырезанный из картона шаблон шубы, пластилин синего или красного цвета, картинка шубы с пуговицами Показывает предметы одежды; выделяет большие и маленькие, распределяет одежду по размеру; (со взрослым, оречевляет свои действия, сопряженно с педагогом
выполняет задание на группировку по цвету, (сопровождение взрослого)
отщипывает кусочки пластилина и приклеивает на шубу - пуговицы 1
1
Каждое занятие начинается под музыку со словами, например, под муз. Железновой Е. С. - «Пяточка – носочек». Тем самым создается благоприятный эмоциональный фон начала занятия, дети включаются в деятельность. Такое начало занятия располагает детей к получению знаний, стимулирует их собственную активность, способствует развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формирует у детей внутренний контроль за своими действиями, вырабатывает внимание, умение слушать и слышать, выполнять указания педагога.
После такой разминки дети охотно выполняют игровые задания сначала на ковре, используя приготовленные игрушки, предметы по теме занятия, а потом присаживаются за стол, где обучаются конкретному навыку или знанию через дидактическую игру : выполняют задания с раздаточным, с демонстрационным материалом, работают с карандашом или клеем и готовыми формами на листе бумаги: раскрашивают, проводят линии, дорожки, соединяя одинаковые предметы, наклеивают готовые формы по инструкции и т. д. Для ребенка это веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а педагог через такую игру развивает сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с мелкой, общей моторикой, координацией движений, плохо ориентируются в пространстве, поэтому обязательно выполняем пальчиковые игры и физкультминутки. Подражая педагогу, дети учатся выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировок, становятся более тонкими и дифференцированными. В игровой форме проводятся и физминутки, которые помогают предупредить переутомление и восстановить умственную работоспособность детей.
В результате занятий по данному алгоритму, с использованием разнообразных дидактических игр, мы достигаем поставленной цели и задач: у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями успешно развиваются познавательные интересы, совершенствуется игровая, предметная деятельность, мелкая, общая моторика, формируются целостные образы предметов, умения запоминать и называть предметы и их свойства; формируется умение воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности.
Литература.
1. Веракса Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. Мозаика – Синтез, 2014.
2. Вострухина Т. Н., . Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей дошкольного возраста - М. : ТЦ Сфера, 2017г.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с окружающим и предметным миром. / О. В. Дыбина,- М. Москва – Синтез, 2014.
4. Нищева Н. В, Занимаемся вместе. - СПб: Детство-пресс,2005
5. Погудкина И. С., Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия. Издательство: - Детство-Пресс, 2017
6. Цветкова Т. В. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - Сфера; 2014.
7. Янушко Е. А., Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года - Владос, 2017